Уход за коробкой передач

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла в ней, доливке его при необходимости и в смене масла через каждые 12 000 км пробега. Если для смазки коробки передач применяется нигрол, в теплое время летний, а в холодное зимний, то масло нужно менять посезонно. Уровень масла в коробке рекомендуется проверять примерно через 6000 км пробега.

При смене масла нужно промыть коробку жидким минеральным маслом.

После того, как будет спущено отработанное масло (спустить легче горячее масло), следует налить в коробку около 0,5 л жидкого минерального масла и дать двигателю поработать вхолостую около 5 мин. После этого останавливают двигатель, сливают промывочное масло и наливают свежее до установленного уровня.

Чтобы залить масло в коробку передач, необходимо вынуть резиновую заглушку отверстия в полу кузова под ковриком перед передним сиденьем. Под этим отверстием находится резьбовая пробка маслоналивного отверстия коробки передач. Для заливки удобно пользоваться специальным шприцем с гибким шлангом или, если нет шприца, воронкой или кружкой с носиком. Уровень масла в коробке нужно поддерживать не ниже нижней метки указателя уровня масла, иначе будет недостаточно смазываться подшипник удлинителя (стале-баббитовые втулки), а следовательно, преждевременно изнашиваться или повреждаться его втулки и шейки скользящей вилки кардана. При заправке масла в коробку передач (а также и в картер заднего моста) не следует проворачивать шестерни, так как при этом будет налито масла, больше, чем требуется по метке, и оно потечет через сальники.

В механизме управлении коробкой передач нужно смазывать через каждые 6000 км пробега автомобиля трущиеся поверхности вала управления в его направляющих: внизу, в горловине картера рулевого механизма, и вверху, в подшипнике 10. В зазор между валом и каждой из этих направляющих нужно залить, пользуясь капельной масленкой, по 10—15 капель масла, применяемого для двигателя. К горловине картера смазку можно подвести через окно нижней части трубы рулевой колонки, а к подшипнику 10 — через отверстие в головке 4 вала управления (в которое проходит рычаг 6 управления). Перед смазкой нужно снять резиновый чехол с рычага управления.

При продолжительной стоянке автомобиля вне гаража в сырую погоду или на грязной дороге рекомендуется вдвигать вал 42 переключателя в крышку, для чего нужно включить первую или вторую передачу. Это предохраняет вал от коррозии.

Чтобы смазка не протекала через уплотнительные прокладки, рекомендуется пользоваться пастой УН-25, которой смазывают прокладки. Болты, которые ввертываются в сквозные отверстия, следует ставить на алюминиевой краске. Прокладку между картером сцепления и коробкой передач тоже нужно смазывать пастой УН-25.

Таблица. Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения неисправности
Шум в коробке передач при нейтральном положении рычага переключения передач
1. Износ подшипников первичного вала 1. Заменить подшипники
2. Износ или выкрашивание рабо­чей поверхности зубьев шестерен 2. Заменить поврежденные шестерни
3. Износ оси блока шестерен промежуточного вала 3. Заменить ось
4. Увеличенный осевой зазор блока шестерен промежуточного вала 4. Заменить переднюю и заднюю упорные латунные шайбы блока, а промежуточную стальную шайбу подобрать по толщине, обеспечив нормальный осевой зазор блока шестерен
Периодический сильный стук при работе коробки передач под нагрузкой и более слабые стуки при работе без нагрузки
Поломка одного или нескольких зубьев шестерен (может произойти только в результате неправильной эксплуатации автомобиля, т. е. в случае применения большого усилия при переключении передач) Заменить поврежденные шестерни
Ухудшение синхронизации или полное ее отсутствие, что вызывает стук при включении передач
1. Износ конической поверхности блокирующего кольца синхронизатора 1. Заменить изношенное блокирующее кольцо

 

2. Износ конической поверхности ступицы шестерни 2. Заменить шестерню с изношенной ступицей
Самопроизвольное выключение второй, третьей или четвертой передачи
1. Износ торцов зубьев муфты синхронизатора третьей и четвертой передач или торцов внутренних зубьев скользящей шестерни первой передачи 1. Заменить муфту синхронизатора третьей и четвертой передач или шестерню первой передачи
2. Износ торцов зубьев венца ступицы соответствующей шестерни или венца первичного вала 2. Заменить шестерню или первичный вал

 

3. Большой зазор между муфтой третьей и четвертой передач и ступицей, а также между шестерней первой передачи и ступицей 3. Заменить изношенные сопряженные детали

 

4. Ослабление пружины фиксатора вилки переключения передач 4. Заменить ослабевшую пружину фиксатора
Самопроизвольное выключение первой, передачи или заднего хода
1. Износ торцов и рабочей поверхности зубьев включаемых шестерен 1. Заменить изношенные шестерни

 

2. Ослабление пружины фиксатора вилки включения передач 2. Заменить ослабевшую пружину фиксатора
3. Износ посадочных поверхностей диаметром 53 мм на ступице и муфте (шестерня первой передачи) 3. Заменить ступицу и шестерню первой передачи (только комплектно)
Самопроизвольное выключение заднего хода
1. Значительный износ сухаря вилки включения заднего хода 1. Заменить вилку включения заднего хода вместе с сухарем
2. Выпрессовка бронзовой втулки из блока шестерен заднего хода 2. Заменить втулку или блок
 Затрудненное включение (требуется большое усилие) передач переднего хода
1. Появление заусенцев на внутренней поверхности зубьев муфты синхронизатора третьей и четвертой передач или зубьев ступицы шестерни первой передачи (около торцов) 1. Зачистить внутреннюю поверх­ность зубьев
2. Неправильная регулировка положения рулевой колонки при установке ее на автомобиль 2. Отрегулировать положение руле­вой колонки
Затрудненное включение третьей и четвертой передач
Неправильное положение упора заднего хода в боковой крышке вследствие неправильной регулировки упора Отрегулировать правильное положе­ние упора заднего хода
Нечеткое включение передач
1. Нарушение регулировки длины тяги управления переключателем 1. Отрегулировать длину тяги
2. Износ пластмассового вкладыша нижнего рычага управления переключателем 2. Заменить вкладыш

 

3. Ослабление винта крепления стержня вилок переключения передач 3. Подтянуть винт и раскернить его

 

4. Нарушение посадки резиновых втулок в рычагах управления коробкой передач 4. Заменить резиновые втулки в сборе с латунными гильзами
5. Ослабление посадки рычага на оси переключателя (ослаб или выпал штифт) 5. Плотно забить штифт в рычаг и ось или при необходимости заменить поврежденные детали
6. Деформация замка вилок перек­лючения передач вследствие при­менения слишком большого уси­лия при переключении передач 6. Заменить поврежденный замок

 

7. Погнутость кулака переключа­теля вследствие приложения слиш­ком большого усилия при перек­лючении передач 7. Заменить погнутый кулак
Не включаются все передачи, а рычаг управления коробкой передач свободно перемещается
Поломка кулака переключателя вследствие применения большого усилия при переключении пере­дач Заменить переключатель в сборе
Большой свободный ход рычага управления коробкой передач
1. Нарушение посадки резиновых втулок в рычагах на боковой крышке или выпадение втулок из отверстий рычагов 1. Поставить втулки на место. Изно­шенные втулки заменить новыми
2. Ослабление посадки рычага па оси переключателя (ослаб или выпал штифт) 2. Плотно забить штифт в рычаг и ось или при необходимости заме­нить поврежденные детали
Дребезжание рычага управления коробкой передач
1. Износ или поломка волнистой шайбы между головкой вала упра­вления и подшипником вала 1. Заменить волнистую шайбу. Отрегулировать ее затяжку шайбами так, чтобы ее высота была около 0,5 мм
2. Ослабление пружины рычага уп­равления 2. Заменить пружину
Течь масла через сальники удлинителя
1. Износ сальников удлинителя 1. Заменить сальники
2. Износ втулок в удлинителе 2. Заменить втулки и расточить их до диаметра 33,44 мм или за­менить удлинитель в сборе
Течь масла через сальник боковой крышки
1. Износ сальника боковой крышки 1. Заменить сальник
2. Износ отверстия для вала переключателя в боковой крышке 2. Заменить боковую крышку
Усиленная вибрация карданного вала
Износ втулок в удлинителе Заменить втулки и расточить их до диаметра 33,44 мм или заме­нить удлинитель в сборе
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.