Основные приемы вождения автомобиля по бездорожью

Основные приемы вождения автомобиля по бездорожью

Сухая пашня

По сухой пашне летом, а также зимой, когда пашня замерзла и покрыта небольшим слоем снега, путь движения выбирают под углом к направлению борозд или вдоль них и ведут автомобиль па низшей передаче с равномерной скоростью. В распутицу, когда пашня пропитывается водой на большую глубину, ее лучше объехать во избежание застревания автомобиля.

На песчаной местности, имеющей слабо связанный грунт, колеса углубляются в песок и сопротивление движению резко возрастает.

Небольшой участок сухого песка преодолевается автомобилем по инерции. Автомобиль предварительно разгоняют, и участок преодолевают с ходу на одной из высших передач.

Большие участки песка преодолеваются обычно с включенным передним мостом на пониженной передаче при постоянных оборотах коленчатого вала. При этом для уменьшения удельного давления колес автомобиля на грунт, что улучшает проходимость по сухому сыпучему песку, допускается кратковременное снижение давления воздуха в обычных шинах на 25%, а на автомобилях со специальными шинами и централизованной регулировкой давления воздуха в них — до 0,5 кг/см2.

Во время движения по песку нельзя делать крутых поворотов, так как при этом сопротивление качению колес увеличивается и автомобиль может остановиться.

Если имеется колея прошедшего автомобиля, ею нужно воспользоваться, так как в колее песок уплотнен и оказывает меньшее сопротивление движению автомобиля.

Когда направление движения совпадает с морским или речным берегом, путь движения следует по возможности выбирать непосредственно у воды по мокрому песку. Мокрый песок настолько уплотняется и выравнивается приливами и отливами воды, что двигаться по нему можно на высшей передаче.

Если автомобиль застрял в песке, не следует допускать буксования колес и раскачивать автомобиль вперед и назад, такие попытки приводят лишь к еще большему погружению колес в песок. Лучше сразу остановить автомобиль, расчистить песок у передних колес, под задние положить доски, маты из камыша или дорожки из прутьев и начать движение на первой передаче. При движении автомобильных колонн в этом случае используются металлические или деревянные колейные дороги, а также сетки из стальной проволоки.

Чтобы вывести застрявший в сыпучем песке автомобиль, применяют средства самовытаскивания:

  • деревянный клин (брус, жердь)
  • якорь-самовытаскиватель
  • противобуксатор

Деревянный клип (брус, жердь) увеличивает сцепление колеса с грунтом и позволяет автомобилю выйти из препятствия. Его укладывают по направлению движения в промежуток между шипами под сдвоенные ведущие колеса.

При движении по песку применять цепи противоскольжения нельзя, так как они ухудшают проходимость автомобиля, способствуя большему зарыванию колес в песок.

Распутица

Распутица весной и осенью, а также продолжительные и обильные осадки летом значительно усложняют движение на местности, особенно по глинистым и черноземным грунтам. Известно, например, что в сухую погоду по таким грунтам нетрудно двигаться. Но в распутицу и после сильных дождей глина и чернозем превращаются в густую и липкую грязь, в которой вязнут колеса.

В период распутицы надо стремиться вести автомобиль по возвышенным, преимущественно горизонтальным местам: здесь грунт более твердый. Путь движения выбирают так, чтобы автомобиль не имел крена, а правые и левые колеса двигались по грунту одинаковой влажности и плотности, иначе ведущие колеса, имеющие меньшее сцепление с грунтом, начнут буксовать.

Двигаться лучше на пониженной передаче и при устойчивых оборотах коленчатого вала, включив передний ведущий мост. Если впереди виден участок местности, на котором может забуксовать автомобиль, следует заблаговременно надеть на ведущие колеса цепи противоскольжения.

В тех случаях, когда грунт размок на небольшую глубину, целесообразно с автомобилей, имеющих двойную ошиповку задних колес, снять по одному колесу. Этим достигается увеличение нагрузки колес на грунт и улучшение сцепления их с твердым основанием колен. Рекомендуется одновременно с этим надеть цепи противоскольжения.

Если автомобиль имеет специальные шины и централизованную регулировку давления воздуха в них, то для уверенного движения по местности в распутицу давление в шинах необходимо снизить до 0,5—0,7 кг/см2.

Выбоины на колее и ямы, заполненные грязью или водой, преодолеваются, как правило, на небольшой скорости с большой осторожностью, так как неизвестна их глубина.

При движении по сильно разбитой дороге или по колонному пути обычно снижают скорость движения, сообразуясь с состоянием пути движения. Наиболее крутые выбоины пропускают между колесами или объезжают их, не допуская резких изменений направления движения автомобиля. Во избежание сильных толчков и ударов нужно следить за тем, чтобы в выбоину не попадали одновременно оба передних или оба задних колеса. Глубокая колея пропускается между колесами, чтобы избежать повреждения автомобиля или его остановки вследствие посадки ведущих мостов на грунт.

Если ведущие колеса застряли в углублении, канаве, то для вывода автомобиля применяют способ так называемой раскачки. Сущность его состоит в том, что в результате быстрого переключения передач переднего и заднего хода автомобиль приобретает некоторую инерцию. Если при этом все-таки не удается вывести автомобиль, под ведущие колеса подкладывают хворост, камни, щебень, шлак, а перед передними колесами расчищают колею, чтобы уменьшить сопротивление движению.

Для вывода автомобиля могут быть также использованы лебедка, самовытаскиватели, противобуксаторы и цепи противоскольжения.

В распутицу и на скользких дорогах следует избегать резких поворотов и торможений автомобиля — возможны занос и опрокидывание. С места надо трогаться плавно, постепенно увеличивая обороты коленчатого вала, избегая буксования колес. Разгон автомобиля с переключением передач осуществляется только на прямых участках дороги. Тормозить надо плавно, без выключения сцепления.

Мокрый луг и заболоченный участок

При движении по мокрому лугу и заболоченным участкам требуются особая осторожность и внимание. Направление движения автомобиля выбирается по кратчайшему пути и без поворотов после предварительной и тщательной разведки. По такой местности нельзя вести автомобиль по следу другого, так как слой дерна может быть нарушен и автомобиль забуксует. При выборе пути следует обходить места с высокой и сочной травой, так как, как правило, под ней очень мягкий грунт.

Если колеса автомобиля начали буксовать, нужно немедленно выключить передачу, остановиться и принять меры для укрепления пути движения. Для этого забуксовавшие колеса вывешивают при помощи ваги или домкрата и под них укладывают доски, жерди, ветки или другой подручный материал. Желательно также усилить путь и перед другими колесами. Убедившись, что имеется достаточное сцепление колес с грунтом, включают низшую передачу и плавно начинают движение.

Рис. Вывешивание колеса автомобилей вагой

Подкапывать дери под колесами нельзя во избежание ослабления грунта. Цепи противоскольжения в этих условиях также не применяются, так как они прорезают несущий слой дерна и колеса проваливаются. В необходимых случаях путь движения через труднопроходимые заболоченные участки усиливают, хворостом, жердями, ветками, камышом и другим подручным материалом.

Редкий лес или кустарник

По редкому лесу или через кустарник следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не наехать на пень или дерево. Перед движением через кустарник рекомендуется проверить, нет ли пней, камней, ям и других препятствий. Крупный кустарник и пни объезжают или вырубают, иначе могут быть повреждены радиатор, фары, сорван тормозной шланг или топливопровод, погнуты рулевые тяги и т. п. На лесных дорогах часто встречаются глубокие колеи и промоины. Их преодолевают на низших передачах плавно и осторожно, потому что возможно повреждение автомобиля сучьями и жердями, находящимися в этих промоинах и колеях.

Водные преграды

 

Водные преграды преодолевают вброд на низшей передаче, избегая поворотов, остановок и переключения передач. Если автомобиль имеет централизованную регулировку давления воздуха в шинах, то давление в них перед преодолением водной преграды снижают, сообразуясь с состоянием грунта дна, мест входа и выхода из воды. В необходимых случаях допускается кратковременное снижение давления и в обычных шинах, но не больше чем на 25%.

Преодолению брода предшествует подготовка автомобиля, которая сводится к ослаблению натяжения ремня вентилятора и охлаждению выпускного трубопровода, а также принятию мер к герметизации сцепления и других механизмов автомобилей, специально приспособленных к преодолению глубоких бродов (Урал-375 и др.).

Натяжение ремня вентилятора ослабляют для предотвращения забрызгивания водой приборов электрооборудования, особенно приборов системы зажигания, что может привести к остановке двигателя. С этой же целью входить в воду нужно осторожно, чтобы не поднять волну, которая может захлестнуть, распределить искровые зажигательные свечи и даже попасть в воздушный фильтр, что неизбежно приведет к перебоям в работе двигателя или к его остановке.

Перед входом в воду необходимо в течение 5—7 мин дать поработать двигателю на малых оборотах холостого хода, за это время температура выпускного трубопровода настолько понизится, что попадание брызг на трубопровод или погружение его в воду не вызовет появления трещин (чугун, из которого отливаются трубопроводы, подвержен растрескиванию при резком изменении температуры).

При движении вброд необходимо все время следить за работой двигателя, не допуская его остановки. В случае если двигатель заглох, надо немедленно принять меры к его запуску, пока вода не успела попасть через глушитель, выпускной трубопровод и выпускные клапаны в цилиндры двигателя.

В момент выхода на берег следует плавно увеличить обороты коленчатого вала. Выехав на берег, надо остановиться в удобном месте, натянуть вентиляторный ремень, внимательно осмотреть двигатель и удалить с него воду тряпкой или ветошью. Надо также проверить, не попала ли вода в агрегаты силовой передачи. В случае необходимости сливают смазку и, отделив от нее воду, вновь заправляют в картеры агрегатов.

На первых 0,5—1,0 км пути движения необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего рекомендуется периодически притормаживать на ходу.

Если нет подготовленной переправы, следует тщательно разведать брод и оборудовать его. При этом определяют глубину, состояние дна и направление течения воды. Направление движения через брод выбирают под углом в сторону течения, на участках с низкими пологими берегами и ровным (без ям) дном, грунт которого должен быть достаточно твердым, чтобы автомобиль не забуксовал и не застрял на переправе.

При глубине брода выше допустимого автомобиль специально подготавливают для преодоления водной преграды.

Вождение автомобиля по снегу сильно затрудняется из-за недостаточного сцепления колес со снежным покровом и большого сопротивления движению, особенно если имеется наст.

Характер снежной целины различен: снег может быть сухим и мокрым, свежим и лежалым, порошистым и крупчатым. Очень затрудняет движение автомобиля сухой и крупчатый с настом снег, который плохо укатывается колесами. Для уверенного движения по снегу давление воздуха в шинах снижают до 0,7—1,0 кг/см2; у автомобилей, не имеющих системы регулирования давления в шинах, на колеса надевают цепи противоскольжения.

Снежная целина

Для движения по снежной целине следует выбирать возвышенности и гребни местности, где толщина снежного покрова обычно наименьшая. Одновременно с этим путь движения выбирается по возможности. более прямолинейный, так как повороты в снегу затруднены. По снегу автомобиль рекомендуется вести иа одной из низших передач при средних оборотах коленчатого вала. Если имеется передний ведущий мост, то его заблаговременно включают. Во время движения по смежной целине нужно быть особенно внимательным и осторожным. Под снегом могут быть рвы, ямы, выбоины, пни и другие препятствия.

Следует по возможности избегать остановок, так как последующее трогание с места будет затруднено. В случае вынужденной остановки движение надо начинать возможно более плавно на первой передаче и обязательно при малых оборотах коленчатого вала, чтобы не допустить буксования колес. При буксовании колес автомобиля в снегу попытки продолжить движение обычно приводят к еще большему углублению в снег ведущих колес автомобиля. В этом случае лучше подать автомобиль немного назад и, разогнав его на низшей передаче продолжать движение. Этим способом преодолевают участки с крепким настом, а также снежные сугробы. Если сугроб длинный, то прием повторяют несколько раз.

Для вывода застрявшего автомобиля следует использовать лебедку, противобуксатор и другие средства самовытаскивания, предварительно расчистив снег перед колесами. Если этих средств нет, то для вывода застрявшего автомобиля необходимо тщательно: расчистить снег под колесами, подсыпать под ведущие колеса песок, землю или выстелить колею ветками или другим подручным материалом. Затем следует подать автомобиль назад и с разгона преодолеть трудный участок.

Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, лучше преодолевать с разгона. При этом нужно иметь в виду, что наибольшая глубина снега бывает у подножья подъема. В случае неудачной попытки автомобиль отводится назад и преодоление подъема повторяется. Перед спуском в глубоком снегу следует предварительно определить толщину снежного покрова в низине, так как в случае застревания порой невозможно подать автомобиль назад, чтобы преодолеть последующий подъем с разгона.

Замерзший водоем

Эти правила в равной степени относятся и к движению автомобиля по замерзшим водоемам. При этом предварительно проверяется толщина льда и оборудуются места съезда и выезда. Двигаться по льду нужно с открытыми дверями кабины по заранее выбранному направлению, с надетыми цепями противоскольжения, на промежуточных передачах, при средних оборотах коленчатого вала.

Водителя не должен смущать треск льда или выступающая из-под него вода. В случае сильного прогиба льда необходимо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны. Останавливаться на льду в этих случаях нельзя, так как при остановке или застревании автомобиль может провалиться под лед.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *