Мифы и реалии о корректировке таможенной стоимости

Мифы и реалии о корректировке таможенной стоимости

В последнее время, как никогда ранее, среди участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от мала до велика обсуждается вопрос корректировки таможенной стоимости (так называемый КТС). Как и любое нарушение здоровья физического лица, «болезнь» КТС приводит компанию к нарушению финансового баланса, причем в отрицательную сторону. Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.10.2011 N 429-ОД «Об определении категорий товаров, контроль таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций» и система управления рисками в таможенной стоимости приводят в ужас и бывалых участников ВЭД. Каждый из них находит свой выход: кто-то молча соглашается с «рекомендуемым» уровнем таможенной стоимости, а кто-то отстаивает свою цену на товар.

Итак, что делать? Как обезопасить себя от действия динамичной системы управления рисками и ее последствия — КТС?

Для начала определим 4 ключевых этапа, которые будут включать в себя соответствующие правовые действия со стороны участника ВЭД:

  • этап «до проверки»;
  • этап «дополнительная проверка»;
  • этап «решение о КТС»;
  • этап «судебное разбирательство».

Этап «до проверки» предполагает действия участника ВЭД, сводящие к минимуму риск КТС. Во-первых, если участник ВЭД является официальным торговым представителем производителя товара, то ему следует воспользоваться положениями постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20.12.2004 N 93 «Об утверждении Инструкции об особенностях контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь официальными торговыми представителями товаропроизводителей» (далее — постановление N 93). Постановление N 93 позволяет участнику ВЭД в случае его включения в перечень официальных торговых представителей той или иной продукции иностранного производителя осуществлять выпуск этих товаров по заявленной им таможенной стоимости без предоставления таможенному органу в ходе таможенной очистки дополнительных сведений и документов, подтверждающих заявленную стоимость. Однако следует обратить внимание, что непосредственно в самом постановлении N 93 содержится ряд условий, одновременное выполнение которых влияет на возможность применения вышеописанной процедуры:

  • товаропроизводитель не совершал с партией оцениваемых товаров каких-либо сделок до их продажи в Республику Беларусь с территории страны происхождения товаров (или страны, оговоренной товаропроизводителем) от собственного имени непосредственно торговому представителю;
  • для определения таможенной стоимости товаров декларантом выбран и применен метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром;
  • декларант представил в подтверждение заявленной таможенной стоимости счет-фактуру (инвойс), отвечающий общим требованиям, предъявляемым к финансовым, платежно-расчетным документам, оригинал либо копию экспортной таможенной декларации страны вывоза, экспортной лицензии или официального документа, на основании которого при экспорте в стране вывоза предоставляется освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость или других налогов в связи с экспортом товара или производится возврат этих налогов (если такой документ имеется);
  • торговый представитель не имел в течение последнего года нарушений таможенного и налогового законодательства Республики Беларусь, связанных с неверным определением таможенной стоимости товаров и повлекших возникновение таможенной задолженности либо конфискацию товаров.

Во-вторых, участнику ВЭД необходимо исключить свои ошибки при определении таможенной стоимости для ее последующего заявления. Как правило, такие ошибки разделяют на три категории:

  • ошибки, касающиеся выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров;
  • ошибки, касающиеся структуры таможенной стоимости товаров;
  • ошибки технические.

Для участников ВЭД наиболее характерны ошибки второй категории. В качестве примера можно привести ситуацию с ввозом партии товаров нескольких наименований. Применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром, декларант добавил к стоимости товаров расходы по их перевозке и страхованию. При этом расходы между товарами различных наименований были распределены пропорционально весу брутто данных товаров. В то же время в соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто, а расходы на страхование — пропорционально их стоимости. Соответственно в данном случае имело место нарушение в структуре таможенной стоимости.

На наш взгляд, ключевыми причинами ошибок перечисленных категорий являются:

  • невнимательность участника ВЭД при изучении нормативных правовых актов в отношении таможенной стоимости товаров;
  • в ряде случаев отсутствие четких интерпретаций соответствующих положений в нормативных правовых актах, касающихся таможенной стоимости. Вместе с тем следует отметить положительный опыт принятия в рамках Единого экономического пространства решений, дающих на конкретных примерах пояснения в отношении применения методов определения таможенной стоимости (например, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»), в скором времени ожидается принятие решения о применении резервного метода (метода 6).

Этап «дополнительная проверка» предполагает действия участника ВЭД по подтверждению заявленной таможенной стоимости. Данный этап имеет своего рода ключевое значение, так как от качества подготовленного участником ВЭД комплекта документов зависит результат разрешения его конфликта с таможенным органом. Ключевыми положениями данного этапа являются:

  • представление только тех документов, которые определены в решении о дополнительной проверке;
  • каждый документ предпочтительно сопровождать соответствующим обоснованием;
  • причины непредставления каких-либо документов из списка должны быть объективными (в соответствии с положениями статьи 35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 N 1246, под объективными причинами непредставления декларантом дополнительно запрашиваемых документов законодатель понимает представление документального подтверждения, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки);
  • список представляемых документов и сведений фиксируется в виде приложения с указанием количества листов;
  • представляемые документы и сведения должны быть заверены уполномоченным лицом организации;
  • перевод документов и сведений на иностранных языках может быть осуществлен силами участника ВЭД и заверен данным участником самостоятельно.

В ряде случаев этап «дополнительная проверка» является для участника ВЭД завершающим: он доказывает таможенному органу заявленную в декларации на товары таможенную стоимость.

Однако в большинстве случаев участник ВЭД переходит на очередной этап — этап «решение о КТС». На данном этапе предполагается принятие участником ВЭД мер в отношении дальнейшего обжалования решения таможенного органа. Возможность обжалования предусмотрена положениями статьи 9 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 5 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК). Законодатель в статье 33 ТмК определил, что решения таможенного органа могут быть обжалованы как в таможенные органы, так и в суд.

В то же время вышеуказанные способы обжалования имеют ряд как преимуществ, так и недостатков. В частности, из практики следует, что обжалование решения в вышестоящий таможенный орган по сравнению с судебным разбирательством может сэкономить участнику ВЭД время. Решение по жалобе принимается в течение одного месяца (без учета возможного продления сроков рассмотрения до трех месяцев в связи с запросом дополнительных документов и сведений у участника ВЭД и до одного месяца по решению начальника таможенного органа, рассматривающего жалобу). Судебное разбирательство может продлиться до года и более.

Обжалование решения о КТС в вышестоящий таможенный орган является менее материально затратным по сравнению с обжалованием в суд, т.к. у участника ВЭД отсутствуют судебные расходы, состав которых определен статьей 125 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК).

Вместе с тем при рассмотрении жалобы вышестоящий таможенный орган дает оценку совокупности представленных при дополнительной проверке участником ВЭД документов и сведений, а не основаниям, которые указаны в решении о КТС. В связи с этим в тех случаях, когда таможенным органом использован формальный подход при принятии решения о КТС и не указан ряд более весомых оснований принятия такого решения, результатом рассмотрения жалобы может стать отмена решения о КТС, но при этом и соответствующее поручение таможне принять новое решение о КТС. Данная возможность предусмотрена пунктом 3 статьи 42 ТмК.

В то же время судом в ходе судебного разбирательства на основании части третьей статьи 108 ХПК оцениваются относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности. В вышеуказанном случае принимается только решение об отмене решения о КТС.

Соответственно обжалование в вышестоящий таможенный орган «выигрышного» в суде решения о КТС может привести к печальным последствиям для участника ВЭД. Поэтому следует внимательно подходить к выбору способа обжалования.

Как показывает практика, наиболее популярным способом обжалования решения о КТС остается суд. Поэтому переходим к этапу «судебное разбирательство». Ключевыми положениями данного этапа являются следующие:

  • при подготовке искового заявления в суд следует разделять соответственно требования о признании ненормативного акта недействительным и об обжаловании действий (бездействия) органов (должностных лиц). Данные положения закреплены постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.09.2010 N 39 «О некоторых вопросах применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел о проверке законности ненормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления, действий (бездействия) их должностных лиц»;
  • необходимо указать, что единственным основанием принятия решения о КТС является обнаружение таможенным органом заявления участником ВЭД недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определения таможенной стоимости товаров;
  • необходимо обратить внимание суда на тот факт, что в случае возникновения сомнений в подлинности и достоверности документов о стоимости товара стран отправления, происхождения, транзита, которые были представлены декларантом, таможенный орган может дополнительно инициировать перед Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь направление в таможенные или другие компетентные органы соответствующих стран запросов и информации о предполагаемом нарушении таможенного законодательства Республики Беларусь.

В настоящее время в целом сформирована положительная судебная практика для участников ВЭД по судебным разбирательствам в отношении таможенной стоимости товаров. Мы выражаем надежду, что объективная позиция суда останется незыблемой по отношению к спорам указанной категории.

Искренне надеемся, что изложенный материал развеял все мифы о корректировке таможенной стоимости и отразил ее реалии.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *