Mazda Takeri: Предвосхищать — моя работа
На Женевском автосалоне европейцы впервые увидели нашумевший Takeri, приподнимающий занавес над Mazda 6 следующего поколения. Незадолго до премьеры о веяниях в искусстве автостроения нам рассказал глава европейского дизайн-бюро Mazda Питер БЕРТВИСЛ.
— Несмотря на ведущие передние колеса, Takeri имеет пропорции классического заднеприводного седана. Неужели дизайн окончательно оторвался от компоновки и теперь почти не зависит от функции?
— Хороший дизайн по-прежнему функционален. Например, выпускная система Takeri, сходная по конструкции со спортивной, работает и на топливную экономичность. Она не очень-то компактна и оттого потребовала дополнительного пространства в моторном отсеке за двигателем. Так удлинился объем капота, а салон сдвинулся назад.
— И все-таки позволяют ли технологии дизайнерам делать все, что они хотят?
— Только теоретически. Подробное техническое задание ставит перед нами много требований. Например, в качестве исходных данных мы получаем не только длину колесной базы, но даже величину свесов. Довольно жестко задается, в частности, точка расположения головы водителя, которая предопределяет обзорность и тянет за собой передние стойки, наклон лобового стекла… Кроме того, изначально заданы габариты силового агрегата и пространство, отделяющее его от салона. Это требование пассивной безопасности, которое учитывают даже в концепт-карах.
— Все эти точки жестко задают пропорции профиля, а ведь именно вид сбоку отвечает за узнаваемость любого автомобиля. Что же можно создать в таких жестких рамках?
— У нас остается некий простор для творчества. Вполне достаточный, чтобы придать автомобилю характер.
— Концепт-кары новой дизайнерской философии Mazda, начиная с Shinari, бесподобны. И все-таки, создав Kodo, компания отреклась от всего, что было раньше. Что подтолкнуло к такому шагу?
— Дизайнерский язык создается медленно. На то, чтобы отточить его, уходят годы. А ведь время надо опережать, заглядывать вперед. Лоренс создал интересную концепцию Nagare, подражающую волнам, ряби. Она была хороша, особенно для концепт-каров спортивного духа. Перенести ее на серийные машины оказалось трудновато. Мы столкнулись с производственными сложностями. Потребовалось немного отойти в сторону от этого пути, искать что-то более применимое. СХ-5 мы начали делать еще при Лоренсе, а закончили уже после того, как он покинул компанию. Компактный кроссовер — очень важный для нас продукт, и руководство не хотело лишнего риска. Одни «рискованные» элементы мы убрали, другие сохранили, привнесли новые. Фактически СХ-5 получился промежуточным этапом на стыке эры Лоренса и Маэды. Наш новый шеф вознамерился создать собственный дизайнерский язык, и декларацией этих намерений явился Shinari, позже — Minagi, а теперь перед вами Taken.
— Minagi и стал в результате серийным СХ-5. Что в нем осталось от «волновой» концепции Nagare — передние крылья?
— Да, эти характерные выступающие объемы — наша фирменная черта, начиная с RX-8. Отказываться от нее мы пока не намерены. Кстати, представить ребра — волны на боковинах СХ-5 не так уж и трудно. И все-таки от них отказались.
— У Mazda есть модель, не подверженная переменам философии компании. Это MX-5. У нее очень устойчивые пропорции, мало изменившиеся за десятилетия. И все-таки родстер придется обновлять.
— Приблизите его к стилю Taken?
— Пока не могу сообщить подробности, но обещаю, что МХ-5 покажет неплохой прогресс в плане дизайна. Родстер —это отдельно стоящий продукт, и мы хотим сохранить сам его дух. Ему не обязательно быть похожим на другие модели: он и так узнаваем и безошибочно определяется как Mazda. Мы вообще не стремимся, чтобы наши автомобили были масштабной копией друг друга. Сейчас мы работаем над новой МХ-5 и находимся на той стадии, когда надо выбирать лучшие из восьми проектов. Все они разные, и все же это может быть только МХ-5. Сначала выберем два проекта для создания полноразмерных макетов. Один из них пойдет в производство.
— Тяжело ли работать с Маэдой?
— Да! Он требователен к себе, постоянно пытается заглянуть куда-то дальше и таким образом подталкивает нас. Он никогда не бывает удовлетворен. Например, Takeri хороша, красива и узнаваема. Но Маэда считает, что мы должны быть еще более выразительны, и пытается нащупать что-то новое.
— Что именно? Ищет новые формы или ниши?
— И то и другое. Взглянув на Takeri, несложно догадаться, что новая Mazda 6 будет очень красивой и современной, но сам сегмент будто вымирает. Седаны среднего класса скучнеют, теряют популярность, уступая компактвэнам и кроссоверам. Хочется придумать что-то новое, причем глобальное, и не только для Европы. Например, Citroen предпринял довольно интересную попытку с DS5. Мы тоже не намерены загонять себя в рамки существующих условностей.
— Но как найти «что-то новое»?
— В этом отчасти и состоит моя работа. Предугадывать, нащупывать, предвосхищать.
Добавить комментарий