Тренировки гонщиков и их организация

Тренировки гонщиков и их организация

Тренировочные занятия, проводимые с участниками перед любым автомобильным скоростным состязанием, имеют очень большое значение не только как средство совершенствования мастерства спортсменов по управлению автомобилями, но и способствуют в значительной мере обеспечению безопасности проведения соревнования.

Многолетняя практика в организации тренировок и скоростных соревнований позволяет установить, что большинство аварий и несчастных случаев бывает на тех соревнованиях, где на тренировки было выделено мало времени, или с теми спортсменами, которые в силу каких-либо причин уклонились от тренировочных занятий.

Тренировки гонщиков

Тренировки на скоростных автомобилях представляют собой сложную работу, требующую четкой организации и строгого порядка проведения, так как процесс тренировки обычно является одновременно и заключительным этапом доводки и регулировки автомобилей.

Особенно много времени и внимания должно уделяться тренировкам перед такими скоростными состязаниями, как заезды для установления рекордов, и перед шоссейно-кольцевыми гонками.

Повышенного внимания перед заездами на рекорд требуют прикидки, необходимые для доводки рекордных автомобилей на присущих им очень высоких скоростях движения; что же касается тренировок перед шоссейно-кольцевыми гонками, проводимыми обычно в сложных дорожных условиях, то здесь трудность заключается в тщательной отработке отдельных участков трассы.

Вождение скоростного автомобиля, будь то спортивный, гоночный или рекордный, требует от водителя высокого мастерства в управлении на большой скорости и умения удержать автомобиль в случаях непроизвольного изменения направления движения. Допускать к участию в скоростных состязаниях нужно только зрелых мастеров скоростного спорта, имеющих спортивный разряд и не ниже 1.

Тренировочные занятия надлежит всегда приближать к условиям проведения соревнования, организуя их в то же время дня, на той же трассе, где будет производиться соревнование, и в том же направлении.

Но как бы хорошо ни была организована тренировка, в ней все же отсутствует элемент спортивного соревнования. Поэтому лучшей тренировкой для гонщика всегда служат сами соревнования. Чем больше соревнований провел участник, тем выше будет его мастерство.

Виды и порядок проведения тренировок

Порядок проведения тренировочных занятий перед заездами на установление рекордов или перед шоссейными гонками может быть различным. Он зависит от общего количества представленных автомобилей, разнообразия их типов и классов, сложности и длины трассы и, наконец, от общей задачи подготовки участников. Готовятся ли гонщики для личного выступления, или они будут выступать в составе сборной команды — все это должно учитываться.

Тренировочные заезды-прикидки. При подготовке скоростного автомобиля к заездам на рекорды, организатору этого вида соревнования нужно провести пробные тренировочные заезды-прикидки, целью которых является установление окончательных регулировок двигателя, опробование выбранного передаточного числа главной передачи, состава топлива и изучение поведения автомобиля в движении на предельной скорости — проверка его устойчивости и управляемости.

Необходимость в предоставлении спортсмену времени для таких регулировочных прикидок перед официальными заездами возникает из-за отсутствия у него возможностей проведения их в другом месте и в другое время, так как сверхвысокие скорости рекордных автомобилей и их конструктивные особенности (низкий клиренс, невозможность движения автомобиля на малой скорости и др.) не позволяют испытать эти автомобили на обычных дорогах, а требуют специальных прямолинейных и горизонтальных трасс с очень гладкой поверхностью.

Во время проведения регулировочных прикидок спортсмен должен иметь полную уверенность в безопасности движения автомобиля на максимальной скорости, поэтому трассу для прикидок следует полностью закрывать.

Исходя из изложенного, организатор заездов на рекорды обязан предусматривать в программе время для проведения тренировочных прикидок и регулировок, требующих обычно не менее 15—20 дней при подготовленном автомобиле и готовой трассе.

Тренировки перед шоссейно-кольцевыми гонками. Состязания по замкнутому дорожному маршруту, трассы для которых обычно проходят в пересеченной местности и изобилуют сложными, крутыми поворотами, подъемами, спусками и другими особенностями обычных шоссейных дорог, требуют продолжительных тренировок для запоминания профиля и рельефа всей трассы и тщательного изучения отдельных трудных участков дороги.

По характеру и методам проведения тренировки перед скоростными соревнованиями на кольцевой трассе или перед линейными гонками могут подразделяться на следующие виды:

  • Тренировка на свободной дороге (или автодроме), когда закрытая для всякого постороннего движения трасса на определенное время предоставляется в полное распоряжение отдельной группы участников или для автомобилей определенного класса. Для опытных гонщиков такая организация тренировки является лучшей, так как позволяет гонщику использовать одновременно всю трассу, а также применять различные методы прохождения препятствий и сопоставлять свой автомобиль с автомобилями конкурентов. Кроме того, эта тренировка требует меньше времени, так как исключает потери времени на перестройку и холостые проезды.
  • Тренировка на отдельно выбранных сложных участках трассы, проводимая под командой и наблюдением общего тренера и с отработкой способа прохождения данного участка с последующим разбором. Такой вид тренировки применяется, когда встречаются затруднения с полным закрытием трассы — ввиду ее большой длины или интенсивного движения транспорта. В этом случае допустимо поочередное закрытие дороги в районе изучаемого участка, но с включением необходимых путей для разгона и торможения автомобилей.
  • Комплексная тренировка, при которой отработка отдельных сложных поворотов трассы сопровождается последовательным проездом по всей трассе, после которого отработка переносится на следующий сложный участок. Такое проведение тренировочных занятии рекомендуется при достаточно длинной трассе гонок, требующей запоминания направления дороги и ее рельефа, и молодом составе участников, нуждающихся в руководстве при отработке способов прохождения поворотов. При применении комплексной тренировки трасса, как и в первом случае, должна полностью закрываться для постороннего движения.

На тренировках, проводимых в первый раз, количество участников по возможности должно быть минимальным, чтобы каждый участник мог свободно распоряжаться всей шириной дороги, выбирая для своего автомобиля определенное положение и место на дороге и скорость прохождения сложного участка.

В последующих тренировках, после того как участники хорошо познакомились с трассой, следует, наоборот, допускать к одновременному участию в тренировке большее число гонщиков, чтобы обстановка на трассе во время тренировки приближалась к обстановке и условиям движения во время соревнования.

При проведении тренировки на автомобилях различных типов и мощностей, ее следует проводить для больших и малых автомобилей раздельно. Например, не рекомендуется проведение одновременной тренировки участников на автомобилях первой или свободной формулы и автомобилей с двигателями до 500 см3.

Наиболее правильной организацией тренировки надо считать группировку автомобилей в соответствии с принятым объединением в предстоящем соревновании. В этом случае гонщик сможет лучше отработать свое поведение на трассе среди будущих конкурентов.

Наряду с проведением тренировки на автомобиле в движении и отработкой преодоления сложных участков дороги необходимо обращать внимание гонщика на способ трогания автомобиля с места, т. е. способ принятия старта, имеющий большое значение для прохождения первого круга дистанции в кратчайшее время и для занятия своего места на дороге после начала соревнования.

Число тренировок не должно быть менее двух, назначаемых в разные дни. Такое расчленение тренировки дает возможность участнику лучше оценить свои силы и подготовить автомобиль.

Все тренировки должны проводиться гонщиками на вполне законченных и подготовленных автомобилях, принятых технической комиссией соревнования.

Подготовленный автомобиль обеспечивает участнику тренировки возможность сосредоточить все свое внимание только на совершенствовании мастерства вождения машины, не отвлекаясь на регулировки и устранение дефектов в конструкции. Автомобиль на тренировках должен быть тем же самым, на котором гонщик предполагает выступать на соревнованиях.

Нельзя допускать, чтобы тренировка проходила на другом, хотя бы и аналогичном автомобиле, так как каждая машина всегда несколько отличается от подобной.

В процессе тренировок техническая комиссия обязана вести наблюдение за поведением автомобилей на дороге и их устойчивостью. Такое наблюдение явится полезным дополнением к осмотру автомобиля перед соревнованиями.

Задачи тренера

Скоростные автомобильные соревнования являются наиболее трудными и ответственными из всех видов автомобильных соревнований, требующими от водителей большой выдержки, высокой квалификации и совершенного управления автомобилем, поэтому тренерская работа должна проводиться под руководством опытного тренера, знающего теорию автомобиля и хорошо знакомого с техникой вождения скоростных автомобилей.

Период тренировки, помимо совершенствования навыков вождения автомобиля и изучения трассы и ее особенностей, должен использоваться для воспитания у участников-спортсменов высоких моральных и волевых качеств.

В процессе тренировки необходимо уделять внимание вопросам физической подготовки, организованности и дисциплине участников.

Для скоростных соревнований тренер должен подбираться из опытных мастеров спорта, хорошо подготовленных теоретически и имеющих практический опыт вождения скоростных автомобилей. Тренер-скоростник должен быть знаком с методикой тренировочных занятий и уметь показать и объяснить технику вождения автомобиля в трудных условиях поворота, при движении на высокой скорости и т. д.

Планом проведения тренировки должны предусматриваться занятия по теории взаимодействия автомобиля и дороги, по изучению правил соревнований, по правилам судейства и знанию значений сигнальных флагов.

Важно, чтобы тренером учитывались выполнение участником тренировочных заданий и выездов, успехи в совершенствовании навыков управления автомобилем и общее поведение спортсмена. После проведения тренировки тренер должен провести обсуждение ошибок, сделанных отдельными участниками, чтобы избежать их повторения другими.

В итоге тренировки он обязан составить список допускаемых спортсменов к участию в соревновании.

Для состязания тренер должен организовать и обеспечить работу сигнальщиков, главная задача которых своевременно информировать гонщика о положении его противников. Гонщику нужно знать, сколько времени он выигрывает или проигрывает у противников, идущих впереди или сзади, а также на каком месте он находится в соревновании.

Для хорошей системы сигнализации требуется три человека. Один ведет точный учет пройденных кругов, другой с двумя секундомерами следит за временем автомобиля, идущего спереди и автомобиля идущего сзади, третий пишет сигналы на доске.

Рекомендуется иметь черную доску размером 120Х60 см. Цифры пишутся мелом большого размера в одну строчку. Первые цифры указывают время в секундах, а через интервал, номер занимаемого гонщиком места.

В случае если гонщик занимает первое место, то сигналы лучше подавать рукой — «спокойно» или «быстрее вперед», либо «спокойно, не торопись».

Сложность сигнализации увеличивается с увеличением дистанции состязания. При соревнованиях на короткие дистанции, до 150 км сигнализация для опытных гонщиков не обязательна, так как все равно движение происходит с максимально возможной скоростью.

Сигналы должны быть простыми, хорошо видимыми.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *