Заправочные станции на Севере
На постоянных автомобильных дорогах автомобили заправляют топливом на стандартных колонках, на временных зимних дорогах — упрощенными раздаточными колонками с ручными насосами и мерными бачками. Заправляют автомобили только закрытой струей при помощи шланга и наконечника, особенно во время метели и снегопада. Более сложно заправлять топливом дизельные автомобили, особенно при, массовой их эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Баки дизельных автомобилей рекомендуется заправлять топливом, подогретым до 30—40° С. Во многие пункты Севера Топливо доставляют с несколькими перегрузками. Поэтому оно имеет повышеную загрязненность и нуждается в отстое перед заправкой в течение 10 суток. Суровые климатические условия, при которых очистка дизельного топлива от механических примесей ухудшается, вынудили создать на некоторых автомобильных дорогах сеть заправочных станций.
В помещении (каменное отапливаемое здание заправочной станции) площадью около 265 м2 размещены 22 цистерны, из них две цистерны для приема топлива, семнадцать для отстаивания топлива общим объемом 165 220 л, одна для дизельной смазки, одна для масла карбюраторных двигателей и одна для сбора отстоя топлива. Дизельное топливо из раздаточной колонки подается самотеком или насосом. Масло подается также самотеком или ручным насосом.
Для разогрева масел и смазок предусмотрен отдельный термошкаф.
Рис. Термошкаф для разогрева масел и смазок:
1 — бак для консистентной смазки; 2 — баки для масла двигателя; 3 — термометры; 4 — бочки с маслом и смазкой; 5 — чугунные ребристые батареи
Каждую из 22 цистерн можно эксплуатировать отдельно, независимо от других. Отстой удаляется самотеком или насосом. Для срочного освобождения цистерны от топлива предусмотрен аварийный трубопровод, соединенный с бетоном резервуаром объемом 30 ж3. В противопожарных целях имеются два водяных трубопровода с отверстиями, расположенные в конструкциях перекрытия. На крышке горловины каждой цистерны установлены дыхательный клапан и реечный указатель наличия количества топлива.
Для дополнительной очистки дизельного топлива при выходе из цистерны предусмотрен сетчатый или набивной фильтр, при этом хорошие результаты очистки дают чехлы из натурального шелка для набивных фильтров. Меняют чехлы через каждые 3—4 месяца эксплуатации. Обогревают заправочные станции при помощи центрального парового отопления. Использование слитых на заправочной станции топлива и масла без соответствующего анализа лаборатории, запрещено. Такая система подготовки и раздачи дизельного топлива, применяющаяся в течение многих лег, обеспечивает надежную работу топливной аппаратуры дизельных двигателей и более чем в 5 раз увеличивает срок ее службы.
Исследованиями установлено, что применяемый способ отстоя дизельного топлива в цистерне не дает равномерного и система тического уменьшения содержания в нем механических примесей.
Содержание механических примесей в различных слоях топлива, даже в нижних, из-за конвекции изменяется в значительных пределах. Это перемешивание приводит к осаждению основного количества примесей на дно цистерны на шестые сутки отстоя, после чего их содержание в верхних слоях снова резко возрастает и уменьшается на девятые сутки отстоя. Если на шестые или девятые сутки отстоя топлива не удалить из отстойника цистерны скопившийся отстой (2—3 полных объема отстойника), то на десятые сутки вместо ожидаемого снижения примеси в дизельном топливе вновь резко возрастут. На рисунке приведена зависимость содержания механических примесей от времени отстоя дизельного зимнего топлива ГОСТ 4749—49 в цистерне объемам 3,5 м3, находящейся в отапливаемом помещении.
Рис. Изменение содержания механических примесей в различных слоях дизельного топлива при отстое:
1, 2 и 3 — слои топлива (верхний, средний, нижний); 4 — температура дизельного топлива в цистерне; 5 — температура воздуха в помещении
Аналогичные явления с такой же периодичностью наблюдаются и при отстое дизельного топлива в цистернах различных объемов, находящихся под воздействием низких температур, хотя осаждение примесей на дно цистерны протекает при этом значительно медленнее, а содержание примесей в топливе значительно выше.
По заключению Н. Р. Бриллийга, данное явление объясняется тем, что вокруг мельчайших частиц механических примесей происходит осмоление топлива, смолы обволакивают частички, которые перемещаются конвекцией, скапливаясь в различных местах емкости. Возможно, что на такое перемещение частичек оказывают влияние и электрические явления, происходящие от трения во время конвекции жидкости.
При строительстве Волжской ГЭС дизельное топливо нагревали путем индукционных потерь в железе. Цистерны объемом 12—15 мг, установленные горизонтально, покрывали слоем изоляции не менее 10 см (шлаковата или шлаковойлок, покрытие рубероидом для термоизоляции), на которой размещалась обмотка 50 витков изолированного провода ПР-500.
Для нагрева топлива от минус 30 до -f-30° С в течение 15 ч потреблялась мощность 34,7 кет при напряжении 220 в. При этом расходовалось 521 квт-ч, или 43 квт-ч электроэнергии на 1 т дизельного топлива. При наличии дешевой электроэнергии нагрев дизельного топлива путем индукционных потерь в железе (более экономичен и прост, чем нагрев топлива в цистернах, находящихся в помещении с паровым отоплением, однако условия, отстоя и осаждения механических примесей менее благоприятны и не обеспечивают необходимой чистоты топлива, а следовательно, и долговечность работы топливной аппаратуры.
Значительное применение зимой на заправочных станциях должна найти гибкая электронагревательная лента конструкции СКВ транснефтьавтоматика Главнефтеснаба.
Гибкая электронагревательная лента, являясь нагревательным устройством универсального назначения, применяется для разогрева и защиты от замерзания трубопроводов, насосов, задвижек, коллекторов при перекачке и сливе вязких нефтепродуктов (масел, битумов, мазутов, парафинов) в холодное время года на нефтебазах, нефтескладах, а также други(х предприятиях народного хозяйства. Являясь нагревателем поверхностного типа, нагревательная лента наматывается на обогреваемый объект и благодаря своей эластичности обеспечивает плотное прилегание к нагреваемой поверхности, а следовательно, и хорошую теплопередачу. Изменяя шаг намотки нагревательной ленты, можно менять интенсивность нагрева.
Возможность использования терморегуляторов позволяет с высокой степенью точности автоматически поддерживать температуру различных процессов в заданных пределах.
Нагревательная лента изготовляется из стекловолокна на лентоткацких станках в виде узкой гибкой полосы. Часть нитей основы ленты заменяется нагревательными и токонесущими проводами.
В качестве нагревательных проводов использована нихромная проволока диаметром от 0,3 до 0,5 мм в изоляции из фторопласта, в качестве токонесущих — применены термостойкие провода марки ПТЛ-200.
Для придания влагостойкости, улучшения теплопередачи и электроизоляционных свойств лента пропитывается теплостойким органосилоксановым компаундом. Концы ленты заливаются в специальной форме этими же компаундами для изоляции мест подсоединения нагревательных проводов к зажимам. Для быстрого подключения к сети нагревательная лента снабжена штепсельным разъемом.
Техническая характеристика:
- Рабочее напряжение, в — 220
- Мощность, квт — 0,3—1,5
- Длина, м — от 5 до 60
- Ширина, мм — 20—40
- Толщина, мм — 4—5
- Сопротивление изоляции, мом — свыше 1
- Количество нагревательных жил — от 4 до 20
- Рабочая температура, °С — до 250
Добавить комментарий