Пуск двигателей с помощью легковоспламеняющихся жидкостей

Пуск холодного двигателя (особенно дизельного) с помощью легковоспламеняющихся жидкостей без его предварительного разогрева — дешевый и эффективный способ. По рекомендации НИИАТ его целесообразно применять при температурах наружного воздуха не ниже минус 25° С. В этих условиях при обязательном применении масел зимних сортов аккумуляторная батарея еще обеспечивает необходимые пусковые скорости провертывания коленчатого вала стартером. Пуск двигателя осуществляется за 10—20 сек при расходе пусковой жидкости 20—40 см3. Последующий разогрев двигателя работой на холостом ходу до рабочих температур занимает 5—6 мин (при установке на автомобиле устройства для отключения вентилятора и объема радиатора на это время).

Проведенными в последние годы исследованиями А. А. Гуреева, В. В. Карницкого установлено, что наиболее эффективным средством надежного пуска холодных двигателей при температуре окружающего воздуха даже порядка минус 35—38° С является применение специальных пусковых жидкостей, в том числе — жидкости «Арктика» в сочетании с загущенными маслами для двигателей, изготовленными на маловязкой основе, и карбюраторами, имеющими оптимальную пусковую регулировку.

В результате применения указанного комплекса средств обеспечивается уверенный пуск холодного двигателя ЗИЛ-375 при температуре окружающего воздуха минус 35° С за 10—20 сек и прогрев его до состояния, обеспечивающего начало движения автомобиля.

Одновременно установлено, что пусковые износы по результатам 100 пусков холодного двигателя с применением пусковой жидкости в абсолютном значении практически невелики и мало отличимы от величин износов, полученных при таком же количестве пусков предварительно разогретого двигателя.

Исследованиями и практикой эксплуатации установлено, что пусковые жидкости дают снижение пусковых износов за счет наличия в них специальных масел.

Состав пусковых жидкостей различен по компонентам и процентному их содержанию, однако в большинство из них входят:

  • диэтиловый эфир (порядка 65%)
  • петролейный эфир (до 20%)
  • масло для двигателей маловязкое (10—12%)
  • пиридин, назначение которого — обеспечить растворимость всех компонентов в жидкости (3%)

Пусковая жидкость НИИАТ для дизельных двигателей имеет следующий состав:

  • этиловый (серный) эфир (40—60%)
  • масло индустриальное 12 (40—60%)

Практически можно применять смесь из 50% эфира и 50% масла. Большое количество масла в пусковой жидкости создает для холодного двигателя благоприятные условия для смазки цилиндро-поршневой группы.

Для дизелей НАМИ рекомендует применять легковоспламеняющуюся жидкость «Холод-Д-40», а для карбюраторных двигателей — жидкость «Арктика».

Пусковые жидкости хранятся и транспортируются в специальных металлических герметизированных капсулах, объем которых зависит от литража двигателя, и по количеству содержащейся в них жидкости, предназначенных для одного пуска холодного двигателя.

Это предохраняет водителя от вдыхания паров этилового эфира, вредно действующих на нервную систему человека. Для впрыска пусковой жидкости в цилиндры двигателей НАМИ разработан ряд приспособлений, отличающихся друг от друга конструктивными особенностями, объемом топливной камеры и производительностью насоса.

Приспособление, предназначеное для пуска холодных дизельных двигателей литражом до 16 л, устанавливается в кабине автомобиля и приводится в действие водителем при пуске двигателя. Пусковая жидкость подается насосом по топливопроводу к форсунке, монтируемой в впускном трубопроводе двигателя, откуда она поступает в цилиндры двигателя.

Испытаниями установлено, что охлажденный до температуры минус 30° С двигатель ЯМЗ-236, заправленный смесью масла МТ-16 (60%) и веретенного АУ (40%) с присадкой АзНИИ-ЦИАТИМ-1, пускался за 5—6 сек, после чего начинал устойчиво работать на оборотах холостого хода, при том что его работа сопровождалась вводом в цилиндры пусковой жидкости в течение 50—60 сек. После пуска холодного двигателя время его разогрева до температура обеспечивающих работу двигателя под нагрузкой, составляет 8—10 мин.

Использование пусковой жидкости дает наибольший эффект при комбинированном пуске, т. е. с предварительным разогревом двигателя в течение 3—5 мин предпусковым подогревателем или другим способом. При этом в значительной степени (до 50%) сокращается время, прокручивания коленчатого вала двигателя стартером и сокращается время (до 60%) на прогрев двигателя в режиме холостого хода.

Для облегчения пуска дизелей и карбюраторных двигателей в НАМИ при участии Ярославского моторного завода (ЯМЗ) разработаны новые пусковые приспособления для впрыска легковоспламеняющейся жидкости во впускной трубопровод двигателей типа ПП-40 двух моделей (5ПП-40 и 6ПП-40). Эти пусковые приспособления одинаковы по конструкции и различаются между собой размерами смесителя и числом эмульсионных каналов и жиклеров, а также распылителей; они могут быть использованы также для двигателей внутреннего сгорания, передвижных энергоустановок, дорожных и строительных машин.

Пусковые приспособления рекомендуется применять в сочетании с пусковыми подогревателями для сокращения продолжительности пуска и создания условий для пуска двигателей при более низких температурах. Приспособления можно применять и самостоятельно, когда в качестве охлаждающей жидкости применяется антифриз и необходимо обеспечить практически мгновенный пуск холодного двигателя. В этом случае должно быть обеспечено провертывание двигателя стартером или другим пусковым устройством со скоростью для дизелей 50-—60 об/мин, для карбюраторных двигателей 25—30 об/мин.

Пусковые приспособления состоят из трех основных частей:

  • ручного воздушного насоса, устанавливаемого в кабине водителя
  • смесителя, располагаемого в непосредственной близости от двигателя
  • распылителей, устанавливаемых во впускном трубопроводе двигателя

В смесителе воздух перемешивается с жидкостью. Образующаяся эмульсия через трубки, распределительные тройники и распылители поступает во впускной трубопровод двигателя.

Схема пускового приспособления типа ПП-40

Рис. Схема пускового приспособления типа ПП-40:
А — стенка левого впускного трубопровода двигателя; Б — стенка правого впусклого трубопровода двигателя; В — распределительный тройник

Перед пуском с корпуса 2 смесителя снимают крышку 3 с иглой прокалывателя 4 и помещают в корпус капсулу 1, в которой находится легковоспламеняющаяся жидкость. Прокалыватель отводят в верхнее крайнее положение, и крышку устанавливают на место. Затем рукой нажимают на ручку прокалывателя, игла перемещается вниз, пробивая оба донышка капсулы. Жидкость через образовавшееся отверстие стекает в камеру 5 смесителя.

При пуске двигателя одновременно с включением стартера или другого пускового устройства и подачей основного топлива водитель должен принести в действие ручку воздушного насоса 6. При этом воздух по трубке 7 и каналу 8 в корпусе поступает в смеситель и вытесняет жидкость, которая по каналам 11 поступает к жиклерам 9. Когда жидкость проходит через жиклеры, К ней подводится воздух через каналы 12 и боковые отверстия 10. Образующаяся воздушно-жидкостная эмульсия по трубкам 13 поступает к распылителям 14, откуда попадает во впускной трубопровод двигателя.

В отличие от распространенных за рубежом пусковых приспособлений воздушный насос и смеситель в приспособлениях НАМИ представляют собой два самостоятельных узла. Кроме того, эти приспособления являются многоканальными и соответственно многожиклерными. Благодаря раздельной конструкции резко уменьшена длина эмульсионных трубок, что позволяет снизить расход легковоспламеняющейся жидкости и уменьшить конденсацию паров на стенках трубок. Многоканальность смесителя обеспечивает равномерное распределение эмульсии по цилиндрам двигателя и позволяет устанавливать во впускном трубопроводе до восьми распылителей, что необходимо для двигателей большого литража.

Для предотвращения подсоса пусковой жидкости во впускной трубопровод после пуска двигателей (что особенно характерно для карбюраторных двигателей) в ручке воздушного насоса установлен дополнительный запорный клапан.

Для облегчения пуска карбюраторных двигателей на Севере получили широкое распространение дополнительные топливные бачки объемом 1—2 л, устанавливаемые под капотом. Бачок три помощи трубопровода с двухходовым краномсоединяют через калиброванное отверстие с впускным трубопроводом двигателя. В бачок заливают бензин, имеющий повышенное содержание легких фракций, например, бензин А-74. Такое приспособление дает возможность при неисправности карбюратора не останавливать двигатель в течение времени, необходимого для устранения неисправности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.