Масла для двигателей. Моторные масла. Виды масел. Обозначения. Присадки. Обсуждение моторных масел

Время на прочтение: 15 минут(ы)

Моторное масло — это своего рода «кровь», без которой ни один двигатель не способен работать.

Моторное масло выполняет следующие функции:

  1. Смазка всех движущихся частей с целью защиты их от износа.
  2. Охлаждение двигателя.
  3. Смазка поршневых колец.
  4. Очистка двигателя от загрязнений и «связывание» их во взвешенном состоянии до момента слива отработанного масла из двигателя.
  5. Нейтрализация кислот, образующихся в процессе сгорания топлива.
  6. Снижение потерь на трение.
  7. Защита от коррозии.

Общие сведения о моторных маслах

Моторные масла – высо­котехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:

  • разделение движущихся деталей
  • охлаждение горячих поверхностей
  • смывание и удаление загрязнений
  • защита от коррозии

Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.

Использование недостаточ­но качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (терми­ческое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также заполняют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отло­жения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрес­сию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом масле, способствующего закупо­риванию фильтров и масляных каналов.

Наиболее известная классификация моторных масел по областям приме­нения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она под­разделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для гру­зовых автомобилей, тягачей, внедорож­ной строительной и сельскохозяйствен­ной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.

Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.

Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:

  • предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
  • охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
  • защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
  • предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
  • нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
  • обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
  • предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов

Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные депрессанты предотвра­щают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие при­садки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец за счет удержания в масле мельчай­ших частиц нерастворимых веществ без отложения на деталях двигателя. Способность масла не давать частицам сли­паться и увеличиваться в размерах необходима для противодействия абразивному износу и преждевременной блокировке масляных фильтров, а также для улучшения холодной прокачиваемости (защиты двигателя при холодном запуске). Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эф­фективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний) придающие маслам зольность. Зола – это неорганиче­ский остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелате­лен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Роль щелочных детергентов в предотвра­щении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональ­ном сочетании детергентов и антиокисли­телей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.

Противоизносные присадки предот­вращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем хи­мического взаимодействия с поверхнос­тями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с ме­таллом, образованию рисок, задиров.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образования прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях.

Противопенные присадки препятству­ют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с при­менением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.

Модификатор трения (антифрикци­онные присадки) уменьшают коэффици­ент трения при граничном режиме смаз­ки, и этим повышают механический коэф­фициент полезного действия двигателей. Эти присадки вводят в энергосберегаю­щие масла.

Депрессорные присадки понижают тем­пературу застывания масел, их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкос­ти масла.

Другие присадки в моторных маслах используют редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляют какие-либо специальные требования.

По составу базового масла различают три типа моторных масел:

  • минеральные масла
  • частично синтетические масла
  • полностью синтетические масла

Минеральные масла — это масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ. Различают дистиллятные и остаточные фракции минеральных масел. Первые перегоняются при вакуумном разделении мазута на фракции, вторые – это остаток от перегонки, самые вязкие фракции. Таким образом, минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Дистиллятные фракции служат основой зимних и всесезонных масел, остаточные входят в состав летних масел в смеси с дистиллятными.

Требования к стойкости против окисления, испаряемости, вязкостно-температурным свойствам моторных масел возросли настолько, что даже из отборных нефтей с применением лучших технологий очистки масляных фракций не представляется возможным вырабатывать минеральные базовые масла, обеспечивающие получение конечного продукта с необходимыми свойствами и сроками службы. Это привело к использованию синтетических базовых масел.

Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости (полиолефины, алкилбензолы) или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы 20 тыс. км, а отдельные образцы 80…100 тыс. км. Главным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические базовые компоненты часто комбинируют, составляя смеси так, чтобы улучшить растворимость присадок, совместимость с эластомерами и другие характеристики. Недостаток синтетических базовых масел – высокая стоимость, в 2…3 раза выше минеральных. Компромисс – частично синтетические масла (полусинтетика), в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Полусинтетикой называют также минеральные масла после специальной обработки – гидрокрекинга лил гидроизомеризации. Цена таких масел существенно ниже, чем полностью синтетических.

Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого оно остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его приемистости к присадкам.

Моторные масла

В составе современных моторных масел используются сочетания присадок:

  • дисперсанты
  • детергенты (моющие присадки)
  • антиокислители
  • ингибиторы коррозии
  • модификаторы трения
  • противоизносные и антипенные присадки
  • деактиваторы металлов

Для того чтобы масло позволяло легко запустить двигатель при больших отрицательных температурах и в то же время сохраняло свою вязкость при работе, в него вводят загущающие присадки – полиизобутилены. Это длинные молекулярные цепочки, имеющие свойство при низкой температуре собираться в клубки. В таком состоянии они почти не влияют на вязкость масла, оно остается достаточно жидким. При повышении температуры клубки молекул «разматываются» и загущают масло, повышая его вязкость. Так получают всесезонные марки масел.

Способность моторного масла выполнять многочисленные функции проверяется в основном путем испытаний в двигателях на стендах по стандартным процедурам классификационных испытаний, а также методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств. Некоторые фирменные спецификации включают как обязательный этап эксплуатационные испытания.

Главным свойством моторного масла является его вязкость при определенных температурах.

Вязкость масла — это свойство масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Различают динамическую и кинематическую вязкость.

  • Динамическая вязкость – это количественная характеристика сопротивления жидкости смещению одного слоя относительно другого, она выражается в паскаль-секундах (Па·с).
  • Кинематическая вязкость – это отношение динамической вязкости к плотности жидкости, она выражается в квадратных миллиметрах на секунду (мм2/с) или в сантистоксах (сСт).

В основу действующего стандарта России 17479.1–85 на маркировку автомобильных масел, который применяется и в других странах постсоветского пространства, положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 «С и –18 «С.

В зависимости от эксплуатационных свойств установлено шесть групп масел по степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены:

  • группа А – для нефорсированных
  • Б – малофорсированных
  • В – среднефорсированных
  • Г – высокофорсированных двигателей
  • группа Д – только для высокофорсированных дизелей
  • Е – тоже для дизелей, но стационарных и судовых, работающих на топливе с большим содержанием серы

Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяются на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и для бензиновых двигателей данной группы по степени форсирования.

Другим показателем, положенным в основу этой классификации, является вязкость масла в сантистоксах (сСт) при рабочей температуре, принятой за 100 «С.

Вязкость влияет на прокачивание масла по системе смазки, на легкость и быстроту пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, на степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива. От вязкости масла зависит также охлаждение трущихся деталей.

При одинаковых температуре и давлении вязкость масла зависит от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самая низкая вязкость у парафиновых углеводородов, самая высокая – у полициклических ароматических. Парафиновые углеводороды обладают также лучшими вязкостно-температурными свойствами.

При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления – возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя. Оно в меньших количествах попадает в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование, а также в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров. Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от продуктов изнашивания и других загрязнений. Слишком вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения вследствие затрудненного поступления к трущимся поверхностям.

Чем выше относительная скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая вязкость масла требуется. Поэтому, например, для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, а при увеличении зазоров между ними – увеличена.

Согласно ГОСТ 17479.1–85 и другим техническим условиям, масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от кинематической вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на летние и зимние. Принято считать, что зимние масла применяют в условиях температуры окружающего воздуха ниже –5 «С, летние – выше 20 «С. При маркировке масел по ГОСТ 17479.1–85 применяются следующие обозначения:

  • М – моторное масло
  • цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12 «) – класс кинематической вязкости. (Например, класс 6 означает, что при температуре 100 «С имеет среднюю вязкость 6 сСт; иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что свидетельствует о применении в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при –18 «С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение – косую черту.)
  • буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств
  • нижний индекс после букв: 1 – масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 – масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса – масло унифицировано и может применяться как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Ниже приведены примеры обозначения моторных масел:

  • М-8Г1 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 8 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г2 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей
  • М-6з /10Г1 – моторное масло, имеющее при температуре –18 «С вязкость в пределах 2600…10 400 сСт, содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения в качестве зимнего или всесезонного масла; при 100 «С имеет вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г – универсальное масло, предназначенное как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Для двигателей легковых автомобилей летними маслами можно считать масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними – М8Г.

Учитывая большое разнообразие марок легковых автомобилей и условий их эксплуатации, моторные масла зарубежных и отечественных производителей классифицируют по трем основным признакам:

  • вязкостно-температурные свойства
  • область применения и уровень эксплуатационных свойств
  • наличие или отсутствие энергосберегающих свойств

Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров); они характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой.

В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300, согласно которой моторные масла подразделяеются на шесть зимних (OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. В этих обозначениях бόльшим числам соответствует бόльшая вязкость, буква W означает, что масло зимнее. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т. д. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100 «С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100 «С и минимальные значения динамической вязкости при 150 «С и скорости сдвига 106с–1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10 «С. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером (первая слева колонка таблицы), прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске под давлением не допускающем сухого трения в узлах двигателя (вторая слева колонка таблицы) и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальных скоростном и нагрузочном режиме (правая часть таблицы).

 

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачивание

Прокачиваемость

Вязкость, мм2/с, при 100°С

Вязкость, мПа·с,

при 150 °С и скорости сдвига

106с-1, не менее

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

min

max

0W

3250 при-30 °С

60 000 при -40 °С

3,8

5W

3500 при -25 °С

60 000 при -35 °С

I0W

3500 при -20 °С

60 000 при -30 °С

4,1

15W

3500 при-15 °С

60 000 при -25 °С

5,6

20W

4500 при -10 °С

60 000 при -20 °С

5,6

25W

6000 при -5 °С

60 000 при -15 °С

9,3

20

5,6

<9,3

2,6

30

9,3

<12,5

2,9

40

12,5

<16,3

2,9

40

12,5

<16,3

3,7

50

16,3

<21,9

3,7

60

21,9

<26,1

3,7

Выбор вязкостно-температурных свойств моторных масел зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Инструкции по эксплуатации предписывают применение масел по классификации SAE в реальном рабочем диапазоне температуры окружающего воздуха. Если разрешено применение сезонных масел, следует иметь в виду, что маловязкие зимние масла классов 0W, 5W и 10W нельзя применять при температуре воздуха выше –10 «С для первых и –5 «С для последнего, а летние масла класса SАЕ 30 и более вязкие – при температуре воздуха ниже +5 «С. Несоблюдение этих условий приводит к повышенному износу двигателя из-за недостаточной вязкости зимних масел при высокой температуре и затруднениям при холодном пуске двигателей на летних маслах, имеющих слишком высокую вязкость и недостаточную прокачиваемость при низкой температуре.

Уникальными вязкостно-температурными свойствами и широким температурным диапазоном работоспособности обладают синтетические масла класса SАЕ 5W-50 и SАЕ 0W-60. Использование таких масел целесообразно в регионах с резко континентальным климатом и в горных местностях, т. е. при экстремальных условиях в области низких и высоких температур.

На рисунке показаны типичные температурные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых всесезонных, а также сезонных (зимних и летних) масел. Для выбора температурного диапазона использования масла по системе SAE (правда, с большим приближением) можно предложить следующие рекомендации.

Минимальная температура в градусах Цельсия, при которой возможно использование масла, определяется по формуле

Тmin = -(35–Х),
где Х – первые цифры маркировки.

Максимальную температуру можно принять приближенно по последним цифрам маркировки.

Например, для масла SAE 15W-40 минимальная температура, при которой можно его использовать,

Тmin = -(35 — 15)= -20 «С.

Максимальная температура, при которой можно использовать указанное масло, равна 40 С. Однако для точного определения температурного диапазона, в котором можно применять масло, следует использовать данные, приведенные в таблице и на рисунке.

Температурные диапазоны работоспособности моторных масел

Рис. Температурные диапазоны работоспособности моторных масел

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел. Для классификации масел по области применения и уровню эксплуатационных свойств (качества) была предложена система APJ (Американский нефтяной институт).

По классификации APJ моторные масла подразделяются на две категории: S (Service) – для бензиновых двигателей и С (Commercial) – для дизельных. К категории S относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов, к категории С – масла для дизельных двигателей. Масло одновременно может быть использовано как для бензинового, так и для дизельного двигателя, в таком случае оно имеет обозначение S/C. Уровни эксплуатационных свойств (качество) масла в порядке их возрастания обозначают буквами латинского алфавита, стоящими за знаком S или С. В настоящее время масло для бензиновых двигателей сертифицируется классами SH, SJ, SL (последнее для моделей с 2001 года), а для дизельных двигателей – классами СF, СF-2, СF-4, CG-4, СН-4 и CI-4 (последнее для моделей с 2002 года).. По мере выпуска более качественных масел могут применяться следующие буквы латинского алфавита.

Масла класса SH применяются для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных до 1994 г. Масла классов SJ и SL отличаются от масел класса SH энергосберегающими свойствами (экономией топлива и масла) и способностью выдерживать нагрев, не образуя отложений.

Масла класса CF применяются для дизельных двигателей, имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5 %); класса CF-4 – для дизельных четырехтактных двигателей грузовых автомобилей (они обладают моющими свойствами); класса CF-2 – для двухтактных двигателей; классов CG-4, СН-4 и CI-4 – для всех типов четырехтактных дизельных двигателей с моющими, противоизносными, антикоррозионными и менее вспенивающими свойствами, они хорошо сочетаются с топливами, имеющими малое содержание серы (менее 0,5 %).

Моторные масла, сертифицированные на соответствие тем или иным классам API, маркируются стандартным символом, наносимым на бочки, канистры, контейнеры и другую тару. В центре круга указывают класс вязкости по SAE. Категорию и класс по уровню эксплуатационных свойств указывают в верхнем полукольце, а наличие или отсутствие энергосберегающих свойств (energy conserving) у данного масла указывают в нижнем полукольце. Если последнее не заполнено, то данное масло не относится к энергосберегающим. Масла, обла­дающие высокими антифрик­ционными свойствами, обеспе­чивают несколько процентов экономии топлива за счет сни­жения трения в самом двигате­ле. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки – модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость.

Для легковых автомобилей российского производства, в которых используются масла, имеющие маркировку стандартов России М-5з/10Г1, М-6з/10-Г1 и М6з/12-Г1, заменителями являются следующие масла по маркировке SAE API : API SH, SAE 15W-30; API SH, SAE 15W-40; API SH, SAE 10W-30.

Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), разработали минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. По эксплуатационным свойствам они практически идентичны маслам классов SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства. Масла, сертифицированные API на соответствие, ILSAC маркируют стандартным символом в виде «солнца», что свидетельствует о пригод­ности продукта для эксплуата­ции в бензиновых автомоби­лях японского производства.

Символ маркировки SAE-API

Рис. Символ маркировки SAE-API

Символ маркировки ILSAC

Рис. Символ маркировки ILSAC

Европейские автомобилестроители разработали и ввели с 1996 г. новую классификацию моторных масел, требования которой существенно отличаются (в сторону ужесточения) от требований классификаций АРI и ILSAC. Европейская классифика­ция АСЕА аналогична API: чем дальше буква от начала алфа­вита и чем больше цифра при этой букве, тем более высо­ким эксплуатационным требо­ваниям отвечает моторное мас­ло (через дефис указывается год начала действия документа).

Классификация АСЕА (в отличие от классификации АРI) выделяет масла для дизелей легковых автомобилей в самостоятельную категорию, так как в Европе доля таких автомобилей значительно больше, чем в США.

Масла классов А1-96 и А2-96 различаются только тем, что первые – это энергосберегающие масла. То же относится к маслам классов В1-96 и В2-96. Все прочие эксплуатационные свойства могут быть идентичны и соответствуют стандартному уровню. Масла классов АЗ-96 и ВЗ-96 отвечают современным требованиям. По моюще-диспергирующим, противоизносным, антиокислительным свойствам они существенно выше масел двух предшествующих классов.

Масла классов Е1-96, Е2-96 и ЕЗ-96 различаются по уровням эксп­луатационных свойств, которые в этом ряду возрастают. Масла класса Е1-96 обычно применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 обеспечивают работу безнаддувных дизелей с увеличенным сроком замены и дизелей с умеренным наддувом в условиях обычной эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 предназначены для дизелей с турбонаддувом, эксплуатируемых в самых тяжелых условиях и соответствующих по выбросам токсичных веществ нормам Еurо II. Кроме того, масла класса ЕЗ-96 обеспечивают наибольший пробег автомобилей без замены масла.

Могут также при­сутствовать надписи, сообща­ющие о том, что масло про­шло испытания в автомобилях ведущих производителей — Volvo, BMW, Volkswagen-Audi (VW), Mercedes-Benz (MB), Porsche.

В отдельных случаях может указываться соответствие обеим системам и требованиям отдельных производителей. Например:

  • 76 Pure Synthetic Motor Oil SAE 5W-40
  • API SL/CF;
  • АСЕА A3, 83;
  • BMW High Performance Syn­thetic Oil (U.S.), BMW Longlife Oil (outside U.S.)
  • Mercedes-Benz Sheet 229.1
  • Porsche
  • Volkswagen 505, 502, 500

Это синтетическое всесезонное моторное масло, про­изведенное известной амери­канской корпорацией 76 Lubri­cants, может применяться в любых бензиновых и дизель­ных двигателях легковых ав­томобилей.

В России разработан стандарт «Масла моторные для автомобильной техники. Классификация, обозначение и технические требования». Указанный стандарт не заменяет существующих стандартов России, а дополняет их. Он разделяет масла по вязкостно-температурным свойствам, как и по системе SAE, и по группам качества масел. Таких групп семь: четыре (Б1, Б2, Б3 и Б4) для масел бензиновых двигателей и три (Д1, Д2 и Д3) для дизельных двигателей:

  • Б1 означает, что масло предназначено для двигателей грузовых автомобилей
  • Б2 – легковых автомобилей выпуска до 1996 г.
  • Б3 – легковых автомобилей выпуска после 1996 г.
  • Б4 – перспективных двигателей с улучшенными экологическими характеристиками
  • Д1 означает, что масло предназначено для безнаддувных двигателей грузовых автомобилей
  • Д2 – для двигателей с наддувом и без него, работающих в тяжелых условиях
  • Д3 – для двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях, и перспективных экологически чистых двигателей

При обозначении масел перед характеристиками вязкостно-температурных свойств и уровня эксплуатационных свойств (качества) указывается торговая марка завода-изготовителя («Consol», «Лукойл», «Нафтан» и т.д.). Если масло синтетическое, то наносится соответствующее обозначение.

Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок. При переходе на другую торговую марку масла, промывка двигателя заменяющим маслом обязательна.

Торговая марка масла и ТУ

Класс вязкости
по SAE

Класс качества по
ААИ (API)

Производитель

«Норси Турбо»ТУ 38.601-07-39-98

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО «Норси»
«Норси Спектр»ТУ 38.601-07-38-98

5W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО «Норси»
«Лукойл-Супер»ТУ 0253-075-00148636-95

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО “НК Лукойл”

«Лукойл-Артик 2»ТУ 0253-075-00148636-95

5W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО “НК Лукойл”

«Shell Rimula TX»

Спецификация Shell

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

Смешивание масла

Этот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый – к сожалению, нет, даже если это масла фирм «с мировым именем» (Shell, Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные масла, добавляя к масляной основе целый комплекс присадок, химический состав которых держится в большом секрете. Поэтому, много качественных масел одинакового назначения, изготовленных по требованиям относительно экплуатационно-технических свойств международной классификации API и европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по технологиям различных фирм, при смешивании способны создавать смеси низкого качества вследствие взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть «несовместимости» присадок. Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности использования таких масел часто указывают моторостроители. Но это не значит, что их можно смешивать. Классификация API и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы испытания (лабораторные, стендовые – моторные и т. д.) масел разных фирм. При желании (или необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания (или более жесткие условия) к этим классификациям.

То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда – даже одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера (в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации фирма производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается их качество. В результате этого может «застучать» двигатель, поскольку смесь несовместимых масел превращается в «желе».

Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных и отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой «отечественных» присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть в маслах. Некоторые масла «отечественного происхождения» производятся «фирмами», не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам. Иногда такими «специалистами» используются отработанные масла (даже без надлежащей регенерации) к производству «товарных». При этом и соответсвующее качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел надо давать очень осторожно!

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Какое масло залить в Citroen C5 с АКПП?
ОткрытПользователь отвечен 7 лет ago • 
746 просм.1 ответ.1 голос.
Почему Mazda 6 расходует большое количество масла?
ОтвеченоАндрей отвечен 7 лет ago • 
275 просм.1 ответ.-1 голос.
Какое масло залить в Hyundai Tucson?
ОтвеченоПользователь отвечен 7 лет ago
559 просм.1 ответ.0 голос.
Можно ли доливать масло на горячий двигатель?
ОтвеченоПользователь отвечен 7 лет ago
862 просм.1 ответ.0 голос.
Какое масло использовать для обкатки двигателя?
ОтвеченоПользователь отвечен 7 лет ago • 
279 просм.1 ответ.0 голос.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

11 комментариев к записи “Масла для двигателей. Моторные масла. Виды масел. Обозначения. Присадки. Обсуждение моторных масел

  1. ssna8:

    Идеальное моторное масло — это масло с наиболее универсальными характеристиками, стабильностью параметров от партии к партии, неоднократно проверенное лабораториями и опытом эксплуатации во многих уголках мира и оно уже с 1 в названии!

    Mobil 1 0w-40 — считаю маслом №1 :)

    Но прогресс не стоит на месте и в ближайшем будущем, не сомневаюсь, замесят что-либо покруче. Вон Shell месит допуск А4 (интересно что за штучка).

    В общем, не сотвори себе кумира!

    1. Vadim_Mk:

      Золы бы и фосфора чуть чуть поменьше в М1 0W40.. Получается по анализам на 10% меньше фосфора, чем в дизельном масле Delvac для тяжелой техники, а золы на несколько % больше. 1.41% у М1 0W40, 1,37% у D1 5W40, 1.28% у Delvac MX Extra….

      1. ssna8:

        Если дождёмся такого, будет Mobil 1 «Cosmos» 0w-40-масло всех времён и народов:)

  2. Палыч314:

    По своему составу отличные масла — MOBIL 1 ESP 5w-30, ESP 0w-40, 0w-40, также вся линейка EP, IDEMITSU ZEPRO RACING 5w-40 SN, все масла PENNZOIL ULTRA.

    По критерию цена/качество — TOTAL INEO Long Life 5w-30 (VW 504/507), Quartz Energy 5w-40 и 0w-40, KENDALL GT-1 EURO 5w-40 C3.

  3. Gaffer:

    По-моему, идеальные масла — это Mobil 1 5W-30, Mobil 1 EP 5W-20/10W-30 и Mobil 1 TDT 5W-40.

    Также мне нравятся моторные масла от ConocoPhillips и редукторные Castrol Axle Limited Slip 75W-90/80W-90(140). :-)

  4. ntr:

    А если взять масла с вязкостью 5w-50 (вязкость не обсуждаем) то какие, по мнению знатоков, можно назвать идеальные?

    1. Gaffer:

      По-моему, вязкость 5W-50 вообще недостойна внимания — запросто перекрывается тем же Тубо Дизель Траком ;)

    2. GVA:

      Valvoline VR1 Racing 5w50 :)

      Но смысл есть его лить лишь в раллийную машину при условии ралли в -30С в Финляндии за Полярным кругом — ибо 5w обеспечит холодный пуск в сильный мороз.

      Ну или в те авто, для которых есть прямая (безальтернативная) рекомендация производителя. Типа Ford Mustang Shelby GT500 — там только 5w50 или слет с гарантии. Да, еще в Koenigsegg, есть его одобрение :D

  5. KoFe:

    Видимо идеального (универсального) масла для всех автомобилей не существует, но есть идеальный интервал замены масла — 5 тыс.км. :)

    Любое масло будет идеальным в этом интервале.

  6. Vadim_Mk:

    После практического использования в MPI TSI двигателях, турбодизелях CHEVRON DELO® 400 LE SYNTHETIC SAE 5W-30 считаю одним из самых сбалансированных и универсальных и не очень дорогих по цене масел (здесь анализ свежего) так как:

    • CCS 5 648 и PP — 48C как бы намекает на то что база не очень жидкая, быстрее всего 7 cSt группа 3 Chevron
    • Вязкость 5W-30 и API CJ-4 сочетает в себе и экономию топлива и дизельные и бензиновые MB VW HTHS, одновременно честные дизельные и бензиновые допуски и зола 1% намекают на не очень большое количество VII
    • TBN — 9.7, TAN — 1.7 — высокий запас по моюще-диспергируещих
    • Малая зола 1%, 0.07% фосфора и цинка говорит о том что нагар на клапанах и поршнях должен быть рыхлыми и легко удаляемым, практическое отсутствие бора и молибдена намекают на то что здесь либо база имеет хорошие смазывающие свойства либо какие то беззольные дисперсанты..

    Одним словом перехожу на вязкость 5W-30, сейчас что то приноровился втыкать и на этом масле, явно живее бежит машинка чем на более бедном по параметрам Dexos 2 по субъективным ощущениям, ничем и 5W-40 на трассе не уступает…

    Ну а то что здесь чистый гидрокряк — лично меня не напрягает…

  7. Пушной:

    Я на Нафтане уже 25 лет, ничего плохого сказать не могу. Скорее всего и в Атлас это масло буду заливать. :D

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *