Почему китайские электромобили такие дешевые?
Западные производители электромобилей могут потерять до 20% своей доли рынка в конце этого года, говорится в исследовании швейцарского финансового холдинга UBS. «Китайские производители удвоят свою долю на рынке электромобилей до 33% к концу этого десятилетия», — говорится в материалах UBS.
Во время выставки IAA Mobility в прошлое воскресенье стенд китайского BYD был таким же большим, как и стенды всей группы Volkswagen. Китайские бренды доминировали на этой выставке. Если на стендах Volkswagen, Mercedes и BMW говорилось о технологиях и разработках, то на китайских стендах акцент делался на конечном продукте. Потому что китайские автомобили уже здесь, а премьеры европейских лидеров — это те модели, которые мы увидим на рынке в 2025 году. Стенды китайских производителей (а их было более 70 вместе с поставщиками комплектующих и услуг) больше напоминали автостоянки, где автовладельцы оставляют свои машины. Однако не только BYD, но и Nio, Hongqi, Lynk & Co и Xpeng не комплексуют по этому поводу. Вот почему аналитики UBS пишут: «В ближайшие 10 лет мировую автомобильную промышленность ждет настоящее землетрясение». И спровоцируют его именно китайцы. Западным державам стоит ожидать большого кризиса.
Цена имеет значение
Китайцы выигрывают за счет все более привлекательного дизайна своих автомобилей и того, что они могут производить их очень дешево. Производство электромобилей BYD на заводе в безналоговом городе Шэньчжэнь на четверть дешевле, чем у европейских брендов. Это, в свою очередь, позволяет BYD не только успешно бороться с западной конкуренцией на китайском, но и на мировом рынке. В случае флагманской модели BYD — Seal — до трех четвертей комплектующих поставляется с собственных заводов марки. Это как минимум вдвое больше, чем у зарубежных конкурентов. Лишь менее 10%. «входного сырья» в Seal приходится на импорт. Не говоря уже о том, что в BYD сегодня занято 600 000 работников, в том числе 90 000 инженеров. Это в пять раз больше, чем, например, у Tesla. А затраты на оплату труда гораздо ниже.
Аккумуляторы для электромобилей BYD, конечно же, производятся собственными силами, как и полупроводники, которые пока в дефиците на мировых рынках. Как подсчитали аналитики UBS, это позволяет снизить затраты на производство еще на 15% по сравнению с Tesla Model 3 и на 30% по сравнению с Volkswagen ID.3. Разумеется, европейские бренды не собираются сдаваться. В семействе седанов Neue Klasse от BMW есть все, что нравится китайцам, — большой экран и программное обеспечение, позволяющее управлять автомобилем голосом или движением руки. Mercedes, напротив, в своих последних моделях делает ставку на большой запас хода и быструю зарядку. Только это автомобили премиум-класса, а китайская конкуренция бьет прежде всего по тому, где европейцы могут мало что предложить, т.е. по сегменту более дешевых автомобилей.
А вот у BYD, Nio, Xpeng, Hongqi и Lynk & Co комплексов нет. По данным консалтинговой компании Inovev, уже 8% электромобилей, проданных в Европе с начала года по конец августа, приходится на китайские машины. В 2022 году их доля составляла 6%, годом ранее — 4%.
Китайские автомобильные компании превратились в глобальных производителей, считает Эрик Лувман, президент дилерской группы Louwman.
Причем, по его мнению, китайские электромобили не только дешевле западных конкурентов, но и технологически совершеннее. Louwman Group начала сотрудничать с BYD в октябре 2022 года, открыв первый шоу-рум в Нидерландах. И после этого все пошло как по маслу. Сейчас BYD имеет более 140 демонстрационных залов в Европе. В то же время не только BYD, но и Nio, Chery, Great Wall Motors и Lynk & Co получили по пять звезд в тестах на безопасность в рамках Европейской программы оценки новых автомобилей. Особое внимание китайские бренды уделяют также инновациям в области аккумуляторных технологий. Зарядные станции Nio, которые уже работают на улицах европейских городов, могут выполнять 312 операций в день. Компания Nio уже имеет 20 таких станций и продолжает расширять сеть.
Подписки и совместное использование автомобилей
Китайские автопроизводители также ускоряют исследования и разработку программного обеспечения. По мнению Фердинанда Дуденхоффера, директора Немецкого центра автомобильных исследований, это поможет китайским электромобилям начать быстрое развитие на европейском рынке. В случае с Lynk & co маркетинговые методы помогли стимулировать продажи. Компания запустила услугу ежемесячной подписки, в рамках которой зарегистрированные клиенты могут использовать свои автомобили совместно с другими участниками, что позволяет экономить. По состоянию на июль 2023 года в Европе насчитывалось почти 230 000 подписчиков, причем более 20% из них пользовались автомобилями совместного с другими водителями.
Китайское информационное агентство «Синьхуа» обсудило с европейскими дилерами проблемы, с которыми сталкиваются их производители на этом рынке. По их мнению, им необходимо больше работать над повышением узнаваемости бренда, расширением каналов сбыта и завоеванием доверия потребителей. Кроме того, им приходится считаться с более высокими затратами, необходимостью изучать нормативные документы и преодолевать культурные различия.
Экономисты, однако, предупреждают, что китайский автомобильный сектор может стать тормозом экономического роста из-за последствий ценовой войны на собственном рынке. Ведь, несмотря на масштабные инвестиции в производственные мощности, поддерживаемые государственными субсидиями, внутренний спрос стагнирует, а доходы населения остаются под давлением, отмечают экономисты. За первые семь месяцев 2023 года Китай продал 11,4 млн. автомобилей на внутреннем рынке и экспортировал 2 млн. автомобилей. Внутренние продажи выросли всего на 1,7% — несмотря на повсеместное снижение цен. С учетом заводов, выпускающих автомобили с двигателем внутреннего сгорания, в 2022 году Китай смог выпустить 43 млн. автомобилей, однако коэффициент загрузки заводов составил лишь 54,5% по сравнению с 66,6% в 2017 году, согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей. В то же время сокращение зарплат и увольнения в автопроме и его поставщиках, где, по данным государственных СМИ Китая, занято около 30 млн человек, бьют по уровню жизни китайцев. Тем временем правительство в Пекине отчаянно пытается поднять доверие потребителей с почти рекордных минимумов.
Сокращение заработной платы в Китае запрещено законом, однако сложная структура оплаты труда позволяет обойти эту проблему. Компании не снижают зарплату сами, но сокращают рабочий день и урезают премии, не вмешиваясь в базовую часть зарплаты, которая неприкосновенна, но составляет лишь половину дохода. Так, компания BYD, крупнейший в Китае производитель электромобилей, в августе объявила о наборе работников на свой завод в Шэньчжэне со средней зарплатой 5000-7000 юаней (около 680-950 долларов США), но минимальная зарплата составляла 2360 юаней (около 540 долларов США). Согласно государственным данным, средняя месячная зарплата в Китае в июне составила 11 300 юаней (около 2600 долларов США). По данным агентства Reuters, изучившего объявления о вакансиях в 30 автомобильных компаниях, почасовая оплата труда варьировалась от 14 юаней (1,93 долл.) до 31 юаня (4,27 долл.), причем самыми высокими были зарплаты в компаниях Tesla, SAIC-GM, Li Auto и Xpeng. Однако в целом работу в автомобильной промышленности в Китае найти нелегко.
Несколько автопроизводителей, в том числе Mitsubishi Motors и Toyota, уволили тысячи работников в Китае. Tesla и производитель аккумуляторов CATL прекратили прием новых сотрудников. А компания Hyundai и ее китайский партнер, например, пытаются продать завод в Чунцине. При этом средневзвешенная цена сделки по продаже электрических и гибридных автомобилей в июне 2023 года снизилась на 15% по сравнению с январем и составила 185 100 юаней (примерно 25 300 долларов США). В марте 2023 года компания SAIC-VW предложила покупателям автомобилей более полумиллиарда долларов США в виде денежных субсидий, а также скидку в размере 5100 долларов США на электрический хэтчбек ID3. Именно поэтому китайские производители полны решимости завоевать новые рынки. И готовы к тому, что европейцы и американцы будут очень внимательно за ними следить и заглядывать в их карманы.
Добавить комментарий