Общая характеристика подвесок
Подвеской ТС называется совокупность устройств, связывающих несущую систему с мостами колесной машины или опорными катками гусеничной машины. Подвеска предназначена для снижения динамических нагрузок, возникающих вследствие неровной поверхности дороги, для передачи всех видов сил и моментов, действующих между движителем и несущей системой, для гашения их колебаний, а также регулирования положения несущей системы машины.
По назначению детали подвески подразделяют на упругие элементы, гасящие (демпфирующие) и направляющие устройства.
Упругий элемент обеспечивает уменьшение динамических нагрузок, действующих на несущую систему (а следовательно, и на водителя, пассажиров, агрегаты трансмиссии и перевозимый груз) и обусловленных главным образом наличием вертикальных сил. В некоторых случаях упругий элемент может передавать и другие составляющие сил взаимодействия движителя с дорогой.
Гасящее устройство (а также трение в подвеске) обеспечивает затухание колебаний несущей системы и движителя за счет перехода механической энергии колебаний в тепловую и последующего ее рассеивания.
Направляющее устройство обеспечивает необходимую кинематику перемещения колес (катков) относительно несущей системы, ограничивает эти перемещения и разгружает в большинстве случаев упругие элементы от передачи продольных и боковых усилий, а также реактивных моментов, возникающих в результате передачи на колесные движители вращающего момента от двигателя и при торможении.
Конструкция подвески и ее характеристики оказывают существенное влияние на основные эксплуатационные свойства ТС: управляемость, проходимость и плавность хода. В связи с этим к подвеске ТС предъявляют следующие требования:
- обеспечение высокой плавности хода машины с заданными скоростями при движении по грунтовым дорогам и местности;
- обеспечение необходимого распределения нагрузок на мосты (катки) ТС;
- надежная передача от движителей к несущей системе всех сил и моментов при минимальной массе всех деталей подвески;
- обеспечение хорошей устойчивости движения и малых поперечного и продольного кренов ТС;
- малые изменения (по сравнению со статическими) траекторий качения колес (катков) при движении по неровной дороге и на повороте;
- обеспечение необходимой характеристики и величины затухания колебаний ТС.
В ряде случаев к подвеске предъявляют дополнительные требования: регулирование дорожного просвета и положения несущей системы и изменение характеристики подвески с целью улучшения эксплуатационных свойств ТС. В некоторых конструкциях подвесок имеются устройства для их блокировки, т.е. обеспечения жесткой связи между несущей системой и мостами (катками) ТС.