Устройства для шиномонтажных работ и демонтажа колес и шин
В зонах ТО и TP для отвертывания и завертывания гаек крепления колес грузовых автомобилей и автобусов обычно используют гайковерты. Гайковерт состоит из тележки, на которой находятся электродвигатель, торцовый ключ с набором сменных торцовых головок и механизмы управления. Подъем и опускание гайковерта осуществляется винтовым телескопическим механизмом подъема. Переставлять ключ от одной гайки колеса к другой можно как за счет поворота колеса автомобиля, так и за счет вертикального перемещения механизма гайковерта.
Стенды демонтажа и монтажа шин грузовых и легковых автомобилей конструктивно устроены одинаково и состоят из каркаса, вращающегося рабочего стола и демонтажных приспособлений — стойки с винтом и нажимными роликами. Внутри каркаса установлен электродвигатель, который через червячный редуктор приводит во вращение рабочий стол со скоростью 10 мин»1. Колесо, которое необходимо демонтировать, закрепляют на рабочем столе с помощью запорного устройства.
Рис. Схема гайковерта для крепления колес: 1 — пульт управления; 2 — механизм подъема и опускания; 3 — электродвигатель; 4 — выходной вал; 5 — основание; 6 — приводной механизм
Рис. Схема стенда 1102 для демонтажных работ шин: 1 — стойка с винтом; 2 — нажимные ролики; 3 — сменная ступица; 4 — рабочий стол; 5 — каркас
Демонтажные работы колес и шин следует выполнять в следующем порядке:
- автомобиль, с которого предстоит снять колеса, надежно затормозить стояночным тормозом:
- ослабить гайки крепления колес гайковертом;
- вывесить колесо домкратом или подъемником;
- отвернуть гайки крепления колес к ступице;
- снять колесо.
Для демонтажа камерной шины с колеса на стенде необходимо:
- выпустить из камеры воздух;
- нанести мелом на шину и диск метки их взаимного расположения и метки расположения балансировочных грузиков;
- снять балансировочные грузики;
- установить колесо на ступицу стенда демонтажа шин и закрепить гайкой;
- включить электродвигатель (при этом колесо начнет вращаться), повернуть рычаги с отжимными роликами в рабочее положение и, вращая маховичок, сблизить верхний и нижний нажимные ролики. После того как борта покрышки отделятся от стенок диска колеса и сдвинутся в его углубленную часть, следует отключить питание от электропривода стенда;
- раздвинуть нажимные ролики стенда и отвести их в сторону на 90°;
- ввести под верхний борт покрышки демонтажную лопатку, частично вывести борт шины над закраиной обода колеса и опереть лопатку серединой — о центр ступицы, а другим концом — о стойку стенда;
- включить электропривод стенда и после одного оборота колеса, когда весь борт покрышки окажется над бортом, остановить электродвигатель;
- протолкнуть вентиль внутрь покрышки и вынуть камеру;
- ввести конец монтажной лопатки под нижний борт и теми же приемами отделить его от обода, снять покрышку.
Монтаж шин производится в порядке, обратном демонтажу. При этом необходимо:
- проверить техническое состояние всех элементов колеса (должны быть чистыми, хорошо окрашенными, не иметь механических повреждений, заусенцев, коррозии);
- припудрить тальком внутреннюю часть покрышки, камеру и ободную ленту;
- убедиться, что монтаж покрышки с направленным рисунком протектора выполнен в соответствии с указателем на боковине шины (стрелкой) и направлением вращения колеса. Если монтаж колеса осуществляется с новой шиной, имеющей балансировочную метку, то ее следует монтировать так, чтобы метка находилась напротив вентиля;
- осуществить монтаж колеса на стенде.
После монтажа необходимо накачать шину с камерой воздушной колонкой С-401, а бескамерную — на стенде модели С-414. При накачке шин грузового автомобиля во избежание несчастного случая необходимо, чтобы колесо было повернуто замковым кольцом вниз или защищено предохранительным устройством — клетью для накачки шин.
После монтажа и накачки шины, особенно легкового автомобиля, необходимо провести балансировку колеса в сборе.
При постановке колеса на автомобиль гайки следует затягивать в несколько приемов через одну («крестообразно»), обращая внимание на то, чтобы они центрировались своими фасками в гнездах диска. Затягивать гайки следует предназначенным для этой цели ключом или гайковертом. Момент затяжки гаек колес легковых автомобилей составляет примерно 75 Н*м, грузовых — 250… 300 Н*м.
Добавить комментарий