Неисправности главной передачи

Неисправности главной передачи

Неисправности главной передачи характеризуются износом, а иногда поломкой зубьев шестерен вследствие нарушения правильности зацепления и уменьшения поверхности соприкосновения зубьев. Причиной этого являются значительные нагрузки, действующие на главную передачу, что вызывает упругую деформацию валов и подшипников, уменьшение предварительного натяга их и появление зазоров в подшипниках (особенно ведущей шестерни). Деформация подшипников и нарушение их регулировки обусловливают осевое смещение шестерен, нарушение их центровки и как следствие увеличенные износы и шум при работе. Кроме того, при засорении сапуна картера главной передачи или износа сальников через них происходит течь масла и понижение его уровня в картере. В результате увеличивается износ деталей и шумность работы ведущего моста.

Техническое обслуживание главной передачи и дифференциала заключается в периодическом контроле и пополнении масла в картере (уровень масла должен быть вровень с краем наливного отверстия), смене масла (через 6000—12 000 км), прочистке сапуна, подтягивании гайки фланца вала ведущей шестерни и креплений картера главной передачи. Подшипники заднего моста, зазор и контакт в зацеплении шестерен регулируют на заводе при сборке автомобиля.

Однако по мере увеличения износа подшипников ведущего вала нарушается их предварительный натяг, в результате чего появляется осевой зазор в подшипниках, который обнаруживают при покачиваниикарданного вала и замеряют индикатором. Предельно допустимый зазор в подшипниках вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-53 — 0,03 мм; у автомобиля ЗИЛ-130 осевой зазор не допускается.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Рис. Главная передача автомобиля ЗИЛ-130:
1 — гайка фланца вала ведущей шестерни; 2 — фланец вала ведущей шестерни; 3 — вал ведущей шестерни; 4 — передний роликовый подшипник вала ведущей шестерни; 5—регулировочные шайбы; 6 — распорная втулка; 7 — прокладки для регулировки зацепления конических шестерен; 8 — регулировочные прокладки; 9 — крышка подшипника промежуточного вала; 10 — ведомая коническая шестерня

Осевые зазоры устраняют регулировкой затяжки роликовых подшипников валов ведущей и ведомой конических шестерен и их зацепления.

Так, например, подшипники вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ-130 регулируют за счет уменьшения толщины регулировочных шайб, расположенных между внутренним кольцом переднего роликового подшипника и распорной втулкой. Толщину регулировочных шайб подбирают так, чтобы после затяжки гайки фланца вала ведущей шестерни момент сопротивления ее вращению в подшипниках не превышал 0,1—0,35 кГм. Для этого вынимают вал ведущей шестерни со стаканом из картера заднего моста и крепят стакан в слесарных тисках.

Предварительный натяг подшипников промежуточного вала главной передачи восстанавливают изменением количества стальных прокладок под крышками роликовых подшипников с тем, чтобы после затяжки болтов крышек подшипников момент сопротивления вращению вала составлял 0,1—0,35 кГм. Регулировку проверяют при снятом редукторе и вынутом стакане вала ведущей шестерни.

После регулировки подшипников при необходимости регулируют зацепление конических шестерен главной передачи изменением числа прокладок между фланцем стакана вала ведущей шестерни и торцом картера редуктора и перестановкой прокладок под крышками роликовых подшипников промежуточного вала.

Зацепление контролируют по отпечатку контакта зубьев шестерен.

Для смазки главной передачи и дифференциала применяют, как и для коробок передач, трансмиссионное масло или специальное масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003—53).

При смене масла картер главной передачи промывают так же, как и картер коробки передач.

Маслораздаточный бак модели 133-1

Рис. Маслораздаточный бак модели 133-1: 1 — резервуар; 2— раздаточный наконечник; 3 — корпус насоса; 4 — рычажный механизм; 5 — рукоятка; 6 — крышка бака; 7 — шток; 8 — цилиндр насоса; 9 — поршень; 10 — перепускной клапан; 11 — всасывающий клапан

Установка для заправки автомобилей трансмиссионным маслом

Рис. Установка для заправки автомобилей трансмиссионным маслом

Оборудование для смазки трансмиссии

Для наполнения маслом картеров коробки передач и ведущего моста применяют маслораздаточный бак с ручным поршневым насосом, или емкости (металлические бочки) с установленными на них пневматическими насосами и раздаточными устройствами, пли установку ГАРО-модели 3119А для заправки агрегатов автомобиля трансмиссионным маслом. Установка имеет шестеренчатый насос 4 производительностью 10 л/мин, электродвигатель 3, гидравлический аккумулятор 10, фильтр 8 тонкой очистки, автоматический выключатель 9 с манометром 1, обратный клапан 7, предохранительный клапан 2, вентили 6, два раздаточных пистолета 5 со шлангами. Установку монтируют вблизи маслохранилища (или резервуара для хранения масла) так, чтобы длина всасывающего трубопровода не превышала 5 м при глубине всасывания 3 м, а длина нагнетательного трубопровода 16 м при длине раздаточного шланга 4 м. Установка управляется автоматическим выключателем. Давление подачи масла 9 кГ\см2.

Для заполнения картеров коробок передач и ведущих мостов применяют также ручные шприцы с наконечниками в виде изогнутой трубки или гибкого металлического шланга. Подшипник муфты выключения сцепления у большинства автомобилей смазывают через колпачковую масленку. Игольчатые подшипники карданных шарниров заполняют ручными шприцами со специальными наконечниками.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *