Актуальные вопросы реализации нормативно-правовой базы Таможенного союза в области санитарных мер

11 декабря 2009 г. главами правительств Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан в г. Санкт-Петербурге подписано Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам (далее — Соглашение) — первый международный договор на уровне глав правительств в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Во исполнение Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 11.12.2009 N 28 «О международном договоре и иных нормативных правовых актах в сфере применения санитарных мер в таможенном союзе» и в соответствии с Соглашением разработаны и утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» документы второго уровня, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза в области санитарных мер, а именно:

Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее — Единый перечень);

Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров);

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее — Положение о порядке надзора);

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее — Единые санитарные требования).

Принятие вышеуказанных документов позволило:

— сократить на 70,3% перечень товаров, на которые необходимо оформлять в учреждениях, уполномоченных в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств — членов Таможенного союза, документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров). В Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, включена наиболее потенциально опасная продукция, бесконтрольная реализация которой может вызвать негативное влияние на здоровье населения (например, продукты питания для детей, спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологически активные добавки к пище, пищевые добавки);

— установить Единые санитарные требования (качественные и количественные показатели, всего около 26 тыс. параметров) к подконтрольным товарам и обеспечить гармонизацию требований к товарам из Российской Федерации и Республики Казахстан;

— установить срок действия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), на весь период промышленного изготовления продукции или поставок ее на таможенную территорию Таможенного союза, исключить инспектирование производств;

— упростить способы подтверждения наличия свидетельства о государственной регистрации (оригинал документа, его копия, заверенная органом, его выдавшим, или получателем указанного документа; выписка из Единого реестра; сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Таможенного союза в сети Интернет; электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью; наличие указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон));

— обеспечить наличие переходного периода и предоставить возможность субъектам хозяйствования в рабочем порядке переоформить национальные документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, на документ единой формы;

— определить четкие единые для государств — членов Таможенного союза подходы к осуществлению государственного санитарного надзора (контроля) за подконтрольными товарами при их обращении на таможенной территории Таможенного союза и установить:

  • единые критерии отбора образцов товаров (по эпидемиологическим показаниям; при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров; при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля));
  • случаи, при которых государства — члены Таможенного союза имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований, и сроки их представления (при установлении несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и необходимости получения дополнительной информации о подконтрольных товарах);
  • порядок информирования и принимаемые меры при выявлении на таможенной границе и на таможенной территории Таможенного союза несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
  • случаи, при которых может быть приостановлено или отменено действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).

В соответствии со статьей 3 Соглашения с 1 июля 2010 г. специалистами санитарно-карантинных пунктов в 36 пунктах пропуска (20 автодорожных, 14 железнодорожных, 2 воздушных) на белорусском участке таможенной границы Таможенного союза осуществляется санитарно-карантинный контроль лиц, подконтрольных товаров и транспортных средств, направленный на недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья.

По результатам мониторинга установлено, что за первое полугодие 2012 года специалистами санитарно-карантинных пунктов (СКП) Республики Беларусь досмотрено 139412 партий товаров, что на 20,2% (111260 партий) больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем партий составил 1880545,4 тонны. В Российскую Федерацию следовало 92153 партии (66,1%), в Республику Казахстан — 24992 (17,9%), в Республику Беларусь — 22267 (16%).

Наиболее интенсивное перемещение подконтрольных товаров осуществлялось через пункты пропуска, расположенные на границе с Республикой Польша и Литовской Республикой (64,8% и 27,9% от общего грузопотока соответственно).

С января по июнь 2012 г. запрещено к ввозу на таможенную территорию 620 партий товаров (0,4% от числа досмотренных партий товаров), что на 79,6% (3044 партии) меньше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Причиной запрещения ввоза в 100% случаев явилось отсутствие (несоответствие) разрешительных документов.

Наибольшее количество партий подконтрольных товаров запрещено к ввозу на таможенную территорию СКП «Козловичи» (Брестская область) — 244 партии (39,4% от партий товаров, запрещенных к ввозу), СКП «Молодечно» (ЖД) — 232 партии (37,4%).

За первое полугодие 2012 года досмотрено 2046482 лица (за 2011 год — 1896655), с признаками инфекционных заболеваний выявлено 12 человек (за 2011 год — 25 чел.). Госпитализирован 1 человек (СКП «Брузги»). За шесть месяцев 2012 года досмотрено 324284 транспортных средства.

Государственной регистрации на таможенной территории Таможенного союза подлежат впервые изготавливаемые, а также впервые ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза виды продукции, указанные в пунктах 1 — 11 раздела II Единого перечня или технических регламентах Таможенного союза (далее — ТР ТС) и одновременно в табличной части раздела II Единого перечня, содержащей позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделам II и III Единого перечня товаров при их ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающие указанную в разделах II и III Единого перечня область применения продукции.

Свидетельство о государственной регистрации оформляется на основании положительных результатов экспертизы представленной документации и результатов лабораторных исследований (испытаний) образцов подконтрольных товаров.

Ввоз и обращение товаров, указанных в пунктах 1 — 11 раздела II Единого перечня, осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке надзора.

В настоящее время с учетом переходного периода наряду со свидетельствами о государственной регистрации, оформляемыми по единой форме, на территориях государств — членов Таможенного союза продолжают действовать национальные документы (санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации образца Российской Федерации и Республики Казахстан, удостоверения о государственной гигиенической регистрации и акты государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы Республики Беларусь) в пределах указанного в них срока, но не позднее даты вступления в силу технического регламента Таможенного союза на соответствующие виды продукции, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на такие виды продукции или Решением Комиссии Таможенного союза о его принятии.

Соответственно при перемещении подконтрольных товаров (включенных в раздел II Единого перечня товаров) через таможенную границу Таможенного союза и их обращении на территории Таможенного союза для подтверждения безопасности может представляться один из перечисленных документов:

  • для обращения продукции на всей территории Таможенного союза — свидетельство о государственной регистрации, оформленное по Единой форме (полученное после 01.07.2010);
  • для обращения продукции на территории Республики Беларусь кроме свидетельства о государственной регистрации — удостоверение о государственной гигиенической регистрации или акт государственной санитарно-гигиенической экспертизы, Российской Федерации и Республики Казахстан — санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации в пределах указанного в них срока, но не позднее даты вступления в силу технического регламента Таможенного союза на соответствующие виды продукции, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на такие виды продукции (товаров) или Решением Комиссии Таможенного союза о его принятии.

Ввоз и обращение товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза и не вошедших в раздел II Единого перечня товаров, осуществляется без наличия документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров). Свидетельство о государственной регистрации не выдается. Не требуется также представления национальных документов Республики Беларусь (удостоверений о государственной гигиенической регистрации и актов государственной санитарно-гигиенической экспертизы).

Вместе с тем в соответствии с п. 29 Положения о порядке надзора изготовитель и лицо, осуществляющее ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза, несут ответственность за их соответствие Единым санитарным требованиям в течение всего периода промышленного изготовления подконтрольных товаров или поставок подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Вопросы соответствия Единым санитарным требованиям включенных в раздел I Единого перечня товаров целесообразно оговаривать в контрактных обязательствах получателя и поставщика (договоре поставки, купли-продажи, ином подобном договоре).

Исследования (испытания) подконтрольных товаров на соответствие Единым санитарным требованиям, техническим регламентам Таможенного союза можно провести в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, по заявительному принципу. По результатам исследований (испытаний) оформляется протокол о соответствии Единым санитарным требованиям, техническим регламентам Таможенного союза.

В настоящее время решениями Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии принято 27 технических регламентов, из которых в 21 установлены санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, процессам ее производства. Решениями Комиссии Таможенного союза о принятии технических регламентов определены даты их вступления в силу, а также сроки переходных периодов, по окончании которых продукция и связанные с нею процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

С 1 июля 2012 г. в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технических регламентов Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», для определения необходимости представления документов, подтверждающих безопасность ее при ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза, следует руководствоваться приложением 12 к ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799) и пунктом 2 статьи 12 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797). В соответствии с ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (принят Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769) на упаковку (укупорочные средства), предназначенную для контакта с пищевыми продуктами, представление документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), не требуется.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 82 «О форме свидетельства о государственной регистрации продукции, подлежащей оценке соответствия в форме государственной регистрации в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза» оформление свидетельств о государственной регистрации в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется по Единой форме.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Взыскание стоимости ущерба по факту ремонта застрахованного автомобиля Заключая договор страхования транспортного средства, каждый рассчитывает на полную компенсацию возможных расходов по восстановлению поврежденного автомобиля в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Однако все ли страхователи внимательно знакомятся с содержанием Положения о страховой деятел...
В каком порядке можно обжаловать решение лицензирующего органа о прекращении лицензии на выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные... Абзацем вторым пункта 124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Положение), выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств...
О порядке использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) коммерческих документов... Часто на практике белорусские транспортные предприятия осуществляют международные автомобильные перевозки грузов с территории Евросоюза на территорию Республики Беларусь, Казахстана, Российской Федерации, и при открытии таможенной процедуры таможенного транзита в белорусском пункте пропуска таможенн...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()