Актуальные вопросы реализации нормативно-правовой базы Таможенного союза в области санитарных мер

Актуальные вопросы реализации нормативно-правовой базы Таможенного союза в области санитарных мер

11 декабря 2009 г. главами правительств Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан в г. Санкт-Петербурге подписано Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам (далее — Соглашение) — первый международный договор на уровне глав правительств в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Во исполнение Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 11.12.2009 N 28 «О международном договоре и иных нормативных правовых актах в сфере применения санитарных мер в таможенном союзе» и в соответствии с Соглашением разработаны и утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» документы второго уровня, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза в области санитарных мер, а именно:

Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее — Единый перечень);

Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров);

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее — Положение о порядке надзора);

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее — Единые санитарные требования).

Принятие вышеуказанных документов позволило:

— сократить на 70,3% перечень товаров, на которые необходимо оформлять в учреждениях, уполномоченных в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств — членов Таможенного союза, документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров). В Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, включена наиболее потенциально опасная продукция, бесконтрольная реализация которой может вызвать негативное влияние на здоровье населения (например, продукты питания для детей, спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологически активные добавки к пище, пищевые добавки);

— установить Единые санитарные требования (качественные и количественные показатели, всего около 26 тыс. параметров) к подконтрольным товарам и обеспечить гармонизацию требований к товарам из Российской Федерации и Республики Казахстан;

— установить срок действия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), на весь период промышленного изготовления продукции или поставок ее на таможенную территорию Таможенного союза, исключить инспектирование производств;

— упростить способы подтверждения наличия свидетельства о государственной регистрации (оригинал документа, его копия, заверенная органом, его выдавшим, или получателем указанного документа; выписка из Единого реестра; сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Таможенного союза в сети Интернет; электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью; наличие указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, наличие на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон));

— обеспечить наличие переходного периода и предоставить возможность субъектам хозяйствования в рабочем порядке переоформить национальные документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, на документ единой формы;

— определить четкие единые для государств — членов Таможенного союза подходы к осуществлению государственного санитарного надзора (контроля) за подконтрольными товарами при их обращении на таможенной территории Таможенного союза и установить:

  • единые критерии отбора образцов товаров (по эпидемиологическим показаниям; при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров; при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля));
  • случаи, при которых государства — члены Таможенного союза имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований, и сроки их представления (при установлении несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и необходимости получения дополнительной информации о подконтрольных товарах);
  • порядок информирования и принимаемые меры при выявлении на таможенной границе и на таможенной территории Таможенного союза несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
  • случаи, при которых может быть приостановлено или отменено действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).

В соответствии со статьей 3 Соглашения с 1 июля 2010 г. специалистами санитарно-карантинных пунктов в 36 пунктах пропуска (20 автодорожных, 14 железнодорожных, 2 воздушных) на белорусском участке таможенной границы Таможенного союза осуществляется санитарно-карантинный контроль лиц, подконтрольных товаров и транспортных средств, направленный на недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здоровья.

По результатам мониторинга установлено, что за первое полугодие 2012 года специалистами санитарно-карантинных пунктов (СКП) Республики Беларусь досмотрено 139412 партий товаров, что на 20,2% (111260 партий) больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем партий составил 1880545,4 тонны. В Российскую Федерацию следовало 92153 партии (66,1%), в Республику Казахстан — 24992 (17,9%), в Республику Беларусь — 22267 (16%).

Наиболее интенсивное перемещение подконтрольных товаров осуществлялось через пункты пропуска, расположенные на границе с Республикой Польша и Литовской Республикой (64,8% и 27,9% от общего грузопотока соответственно).

С января по июнь 2012 г. запрещено к ввозу на таможенную территорию 620 партий товаров (0,4% от числа досмотренных партий товаров), что на 79,6% (3044 партии) меньше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Причиной запрещения ввоза в 100% случаев явилось отсутствие (несоответствие) разрешительных документов.

Наибольшее количество партий подконтрольных товаров запрещено к ввозу на таможенную территорию СКП «Козловичи» (Брестская область) — 244 партии (39,4% от партий товаров, запрещенных к ввозу), СКП «Молодечно» (ЖД) — 232 партии (37,4%).

За первое полугодие 2012 года досмотрено 2046482 лица (за 2011 год — 1896655), с признаками инфекционных заболеваний выявлено 12 человек (за 2011 год — 25 чел.). Госпитализирован 1 человек (СКП «Брузги»). За шесть месяцев 2012 года досмотрено 324284 транспортных средства.

Государственной регистрации на таможенной территории Таможенного союза подлежат впервые изготавливаемые, а также впервые ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза виды продукции, указанные в пунктах 1 — 11 раздела II Единого перечня или технических регламентах Таможенного союза (далее — ТР ТС) и одновременно в табличной части раздела II Единого перечня, содержащей позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделам II и III Единого перечня товаров при их ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающие указанную в разделах II и III Единого перечня область применения продукции.

Свидетельство о государственной регистрации оформляется на основании положительных результатов экспертизы представленной документации и результатов лабораторных исследований (испытаний) образцов подконтрольных товаров.

Ввоз и обращение товаров, указанных в пунктах 1 — 11 раздела II Единого перечня, осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке надзора.

В настоящее время с учетом переходного периода наряду со свидетельствами о государственной регистрации, оформляемыми по единой форме, на территориях государств — членов Таможенного союза продолжают действовать национальные документы (санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации образца Российской Федерации и Республики Казахстан, удостоверения о государственной гигиенической регистрации и акты государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы Республики Беларусь) в пределах указанного в них срока, но не позднее даты вступления в силу технического регламента Таможенного союза на соответствующие виды продукции, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на такие виды продукции или Решением Комиссии Таможенного союза о его принятии.

Соответственно при перемещении подконтрольных товаров (включенных в раздел II Единого перечня товаров) через таможенную границу Таможенного союза и их обращении на территории Таможенного союза для подтверждения безопасности может представляться один из перечисленных документов:

  • для обращения продукции на всей территории Таможенного союза — свидетельство о государственной регистрации, оформленное по Единой форме (полученное после 01.07.2010);
  • для обращения продукции на территории Республики Беларусь кроме свидетельства о государственной регистрации — удостоверение о государственной гигиенической регистрации или акт государственной санитарно-гигиенической экспертизы, Российской Федерации и Республики Казахстан — санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации в пределах указанного в них срока, но не позднее даты вступления в силу технического регламента Таможенного союза на соответствующие виды продукции, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на такие виды продукции (товаров) или Решением Комиссии Таможенного союза о его принятии.

Ввоз и обращение товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза и не вошедших в раздел II Единого перечня товаров, осуществляется без наличия документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров). Свидетельство о государственной регистрации не выдается. Не требуется также представления национальных документов Республики Беларусь (удостоверений о государственной гигиенической регистрации и актов государственной санитарно-гигиенической экспертизы).

Вместе с тем в соответствии с п. 29 Положения о порядке надзора изготовитель и лицо, осуществляющее ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза, несут ответственность за их соответствие Единым санитарным требованиям в течение всего периода промышленного изготовления подконтрольных товаров или поставок подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Вопросы соответствия Единым санитарным требованиям включенных в раздел I Единого перечня товаров целесообразно оговаривать в контрактных обязательствах получателя и поставщика (договоре поставки, купли-продажи, ином подобном договоре).

Исследования (испытания) подконтрольных товаров на соответствие Единым санитарным требованиям, техническим регламентам Таможенного союза можно провести в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, по заявительному принципу. По результатам исследований (испытаний) оформляется протокол о соответствии Единым санитарным требованиям, техническим регламентам Таможенного союза.

В настоящее время решениями Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии принято 27 технических регламентов, из которых в 21 установлены санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, процессам ее производства. Решениями Комиссии Таможенного союза о принятии технических регламентов определены даты их вступления в силу, а также сроки переходных периодов, по окончании которых продукция и связанные с нею процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

С 1 июля 2012 г. в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технических регламентов Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», для определения необходимости представления документов, подтверждающих безопасность ее при ввозе и обращении на таможенной территории Таможенного союза, следует руководствоваться приложением 12 к ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799) и пунктом 2 статьи 12 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797). В соответствии с ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (принят Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769) на упаковку (укупорочные средства), предназначенную для контакта с пищевыми продуктами, представление документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), не требуется.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 82 «О форме свидетельства о государственной регистрации продукции, подлежащей оценке соответствия в форме государственной регистрации в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза» оформление свидетельств о государственной регистрации в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется по Единой форме.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *