Аренда транспортных средств без экипажа

Аренда транспортных средств без экипажа

Правовое регулирование:

  • параграф 3 главы 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК);
  • общие положения ГК об аренде, обязательствах и сделках;
  • глава 14 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь (далее — КТМ);
  • глава 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (далее — КВВТ);
  • статья 96 Воздушного кодекса Республики Беларусь (далее — ВзК);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее — Указ N 294);
  • нормы транспортных уставов;
  • постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений» (далее — постановление N 1).

В зависимости от объекта аренды используются различные обозначения (названия) договора аренды транспортных средств без экипажа (далее — договор АТС):

  • аренда транспортного средства без экипажа — для наземного транспорта;
  • фрахтование на время / бербоут-чартер — для водного транспорта;
  • воздушный чартер — для воздушного транспорта.

Стороны договора АТС: физические и юридические лица.

На стороне арендодателя могут выступать:

  • собственник транспортного средства;
  • лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду (государственные органы и организации — в отношении госимущества, титульные владельцы (субъекты права хозяйственного ведения, арендаторы и др.)). При этом в случаях, установленных договором или законодательством, может потребоваться согласие собственника на сдачу ТС в аренду (для организаций государственной формы собственности или организаций, имеющих в своем уставном фонде долю государства в соответствии с Указом N 294).

На стороне арендатора может выступать как физическое, так юридическое лицо.

Договор может заключаться как в рамках предпринимательской деятельности, так и в личных, семейных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Объектом аренды является специфическое имущество — транспортное средство (ТС) (наземный, водный, воздушный, железнодорожный транспорт).

Законодательство содержит много вариантов определений ТС, некоторые используются исключительно для целей конкретного правового акта, некоторые содержат универсальные определения.

В соответствии с подп. 2.69 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД) транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.

Согласно абз. 25 ст. 1 ВзК воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из подп. 2.19 п. 2 ПДД железнодорожное транспортное средство — локомотив, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, иное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути.

В соответствии с КВВТ:

  • судно — самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства;
  • судно внутреннего плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по внутренним водным путям, за исключением маломерного судна;
  • судно смешанного (река — море) плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по морским и внутренним водным путям, за исключением маломерного судна.

Такой объект, как ТС, является квалифицирующим для выделения договора АТС в отдельный подвид и определяет особенности правового регулирования.

При этом аренда не любого транспортного средства является объектом договора АТС и признаком такого договора.

Распространено мнение, что объектом договора АТС является ТС при наличии у него следующих признаков:

— способность перемещаться в пространстве, в связи с чем ТС предназначено для перевозки грузов, пассажиров, багажа или установленного на нем оборудования.

ТС предназначено для перевозки грузов, пассажиров, багажа или установленного на нем оборудования и способно к перемещению в пространстве вместе с ними.

Для правильной квалификации договорного обязательства следует различать транспортные средства и самоходные машины (гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией (заводом)-изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении. При участии в дорожном движении самоходные машины приравниваются к транспортным средствам, при этом таковыми не являются);

— потребность в управлении и технической эксплуатации квалифицированным (зачастую профессиональным) экипажем, т.е. экипажем, квалификация которого должна отвечать определенным обязательным для сторон правилам, а при отсутствии таковых — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 606 ГК).

А если транспортное средство не отвечает указным критериям, то специальные правила, предусмотренные параграфом 3 гл. 34 ГК, к договору не должны применяться, даже если он по остальным признакам соответствует признакам АТС.

В литературе есть мнение, что «предметом договора аренды транспортного средства с экипажем является имущество — транспортное средство любого вида транспорта (железнодорожного, внутреннего водного, морского, воздушного, космического и гужевого), предназначенное для перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа, буксировки, выполнения определенного вида работ (например, для обработки полей ядохимикатами или подкормки посевов), а также оказания услуг по управлению транспортным средством и по технической эксплуатации при помощи экипажа, подчиненного арендодателю».

Полагаем, такое мнение в равной степени справедливо и для договора АТС.

Транспортные средства типа прицепа, предназначенные непосредственно для размещения груза и самостоятельно не используемые для перевозки, могут быть предметом договора АТС только при условии аренды совместно с механическим транспортным средством.

Любой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора АТС:

1. Данные об объекте аренды — транспортном средстве.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 578 ГК, ч. 2 п. 4 постановления N 1).

В договоре необходимо исчерпывающе указать данные, позволяющие идентифицировать транспортное средство, передаваемое в аренду, в частности:

1) наименование ТС, указанное в документах на ТС (в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте) транспортного средства или паспорте транспортного средства (его шасси), произведенного в Республике Беларусь, сертификате о прохождении государственного технического осмотра);

2) идентифицирующие именно данное транспортное средство характеристики, признаки:

  • категория транспортного средства, модель, марка, регистрационный знак, год выпуска, цвет, номер кузова, тип транспортного средства, разрешенная максимальная масса, масса без нагрузки, особенности кузова и др. — для наземного транспорта;
  • название судна, указание флага, технические и эксплуатационные данные (т.е. конструктивные особенности и грузовые характеристики судна: класс регистра и назначение судна; линейные характеристики судна; объемно-массовые характеристики судна; грузовые характеристики судна; регистровая вместимость судна; тип и мощность главного двигателя, вид топлива; расход топлива на ходу и на стоянке; скорость судна, дальность и автономность плавания и др.) — для водного транспорта;
  • данные о судне и арендуемой в нем части (если арендуется часть судна) — для воздушного транспорта.

2. Цель аренды (п. 1. ст. 606 ГК).

В данном случае цели можно разделить на 2 категории:

— первичная, связанная с основным предназначением ТС.

ТС предназначено для перемещения в пространстве, в связи с чем может использоваться для перевозки грузов (в том числе почтовых отправлений), пассажиров, багажа или установленного на нем оборудования.

Данная цель в любом случае должна быть реализована в ходе аренды ТС;

— вторичные (дополнительные).

Для иных целей, например буксировки, участия в съемках, выполнения работ в сельском хозяйстве и др., а также может быть использовано для сдачи в субаренду в этих целях либо для перевозки людей, багажа, грузов и др.

Данные цели могут отсутствовать. Однако если арендодатель предполагает использовать ТС в дополнительных целях, они обязательно должны быть указаны в договоре, поскольку любое ТС имеет определенные ограничения в его использовании (установленные его характеристиками, законодательством или желаниями арендодателя).

Для отдельных видов договора АТС (фрахтования на время, тайм-чартера) дополнительными существенными условиями договора являются:

3. Размер платы (фрахт) — для водного транспорта и для транспортных средств, находящихся в государственной собственности (ч. 1 ст. 59 КВВТ и ст. 174 КТМ).

4. Район плавания — для водного транспорта (ч. 2 ст. 59 КВВТ и ст. 174 КТМ).

5. Срок действия договора — для водного транспорта (ч. 2 ст. 59 КВВТ и ст. 174 КТМ).

6. Место приема и сдачи судна — для водного транспорта (ч. 2 ст. 59 КВВТ и ст. 174 КТМ).

7. Данные о рейсе (рейсах) и их количестве — для воздушного транспорта (ст. 96 ВзК).

Договор возмездный, что вытекает из его определения и сути аренды, двусторонний. Мнения относительно того, является ли договор реальным или консенсуальным, расходятся. Однако ввиду того что договор заключается в письменной форме и зачастую заключение договора и передача транспортного средства с экипажем имеют разрыв во времени, можно предположить, что договор АТС консенсуальный.

Особенности договора аренды транспортного средства:

  • к арендатору переходит обязанность поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 615 ГК);
  • управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию как коммерческую, так и техническую осуществляет арендатор своими силами (ст. 616 ГК);
  • если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 617 ГК).

Форма договора письменная. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свидетельскими показаниями.

Регистрация договора не требуется независимо от юридического статуса арендуемого ТС. К недвижимому имуществу по статусу приравнены воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что квалификация договора АТС определяется спецификой объекта аренды — транспортного средства. Не любой движущийся механизм является транспортным средством и соответственно объектом договора АТС.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *