АвтоВАЗ и Бу Андерссон 3 года вместе. Время подводить итоги
Три года назад, а именно 14 января 2013 года, во главе АвтоВАЗа встал шведский управленец Бу Андерссон. Естественно, что за столь короткий срок кардинальным образом изменить положение вещей на отечественном автомобильном гиганте не под силу абсолютно никому, однако некие промежуточные итоги работы Андерссона подвести уже можно.
Те журналисты и автомобильные эксперты, которые говорят, что появление моделей Lada Vesta и Lada X-RAY целиком является заслугой шведского топ-менеджера, на самом деле немного привирают. Или просто не владеют необходимой информацией. Ни один современный автомобиль невозможно спроектировать с нуля и довести до серийного выпуска всего за пару лет. Так что Бу Андерссон возглавил АвтоВАЗ уже тогда, когда основные работы над новыми седаном и хэтчбеком были сделаны. Тем не менее, перед шведом и его командой встала, возможно, даже более сложная задача, чем проектирование новой перспективной модели. Они должны были за очень короткий срок убедить всех нас, что и отечественный автомобиль может быть качественным. И ведь получилось! Первые хвалебные отзывы в свой адрес Lada Vesta начала получать еще будучи концепт-каром. А уж после долгожданного дебюта серийного автомобиля и вовсе стало понятно, что Vesta не только не уступает своим конкурентам, но и во многом превосходит их. Весьма позитивно был воспринят потенциальными покупателями и хэтчбек X-RAY.
Не менее важно и то, что новинки появились «just in time». Сразу же после своего назначения Бу Андерссон четко дал понять, что свое слово он держит. Разногласия с поставщиками комплектующих, финансовые проблемы на самом заводе, не самая лучшая экономическая ситуация в стране – все это не смогло заставить команду Андерссона сместить даты дебюта Vesta и X-RAY на более поздний срок. Новинки появились именно тогда, когда было запланировано. Другое дело, что произошло это далеко не в самое лучшее время. Кризисные явления настолько снизили покупательскую способность населения, что ажиотажного спроса на Vesta не наблюдалось даже в первые недели ее продаж. Об отечественном седане говорили, писали, обсуждали, но очереди за ним пока что не выстраиваются. Да и вряд ли выстроятся, поскольку в обозримом будущем Vesta не подешевеет. Скорее наоборот – многие эксперты сейчас говорят о том, что реальная стоимость Lada Vesta на данный момент превышает один миллион рублей, в то время как за базовую версию седана дилеры просят чуть ли не вдвое меньше. А это означает, что автомобили попросту продаются в убыток. Наверняка не будет ажиотажного спроса и на Lada X-RAY.
С другой стороны две абсолютно новые модели сейчас должны запустить своеобразную цепную реакцию. В 2016 году на рынок выйдет вседорожный универсал Lada Vesta Cross. Чуть позже публике представят и X-RAY Cross. И пусть эти модели наверняка будут стоить дороже своих исходников, что вряд ли сделает их сверхпопулярными, однако и затраты на их разработку сравнительно не велики. Не особо затратным должен выйти и фейслифтинг Lada Granta, после чего одна из самых продаваемых моделей АвтоВАЗа примерит на себя фирменное X-лицо. И это не может не понравиться потенциальным покупателям. Выходит, что в перспективе колоссальные затраты, связанные с запуском в производство Vesta и X-RAY, все-таки окупятся.
Ну а пока Бу Андерссон старается минимизировать издержки иными способами. Причем зачастую не самыми популярными. Практически в первый же месяц своей работы на АвтоВАЗе швед подписал нашумевший приказ «Об утверждении нормативной численности руководителей, специалистов и служащих». Как итог – одних лишь руководителей и специалистов на АвтоВАЗе стало на 2,5 тысячи человек меньше. Особенно пострадали «ветераны», которые всю жизнь проработали на заводе и во многом скептически отнеслись к методам руководства шведского менеджера. Досталось и рабочим, численность которых Андерссон поручил уменьшить на 5 тысяч человек.
А если бы не вице-премьер Аркадий Дворкович и глава «Ростеха» Сергей Чемезов, то количество уволенных и сокращенных могло бы быть значительно больше. Именно они вовремя заметили, что в производственном плане АвтоВАЗа на 2016 год не значится устаревшая, но все еще пользующаяся стабильным спросом модель Lada Priora. В результате Priora осталась на конвейере на неопределенный срок, а персонал, занятый на третьей линии, которая после снятия Priora с производства должна была быть законсервирована, получил возможность трудиться дальше. Сама же Lada Priora теперь должна стать самой дешевой моделью в производственной линейке АвтоВАЗа. Для этого заводчанам придется сменить 98-сильный двигатель на «восьмиклапанник» объемом 1,6 литра мощностью 87 лошадиных сил, поработать над упрощением отделки салона и до минимума снизить применение шумоизоляционных материалов.
А вот отстоять «завод внутри завода», коим старожилы АвтоВАЗа называют опытно-промышленное производство, заводчане не смогли. Бу Андерссона абсолютно не впечатлило, что на этой площадке, обладающей прессовым, сварочным, окрасочным и другим оборудованием, можно выпускать до 14 тысяч автомобилей в год. Не помогло даже то, что в состав опытно-промышленного производства входило и экспериментальное производство, в которое еще совсем недавно Минэкономразвития было вложено 450 миллионов рублей. Огромная сумма оказалась потрачена практически впустую. Да и работоспособность поспешно демонтированного оборудования, по словам работников опытно-промышленного производства, теперь находится под большим вопросом. Что касается людей, работавших в данном подразделении, то многим из них с АвтоВАЗом пришлось проститься.
Тем не менее, жесткие, а кто-то и вовсе считает их жестокими, методы управления шведского менеджера дают свои результаты. Даже скептики уже успели отметить, что культура производства на АвтоВАЗе за последние несколько лет существенно улучшилась. Теперь стремительно омолодившемуся коллективу отечественного автомобильного гиганта даже неловко вспоминать, что свою работу на заводе Андерссон начал с посещения туалетов. И был неприятно удивлен тем, что сотрудники не в состоянии аккуратно справить нужду. Стала достоянием общественности и история о том, что президент Андерссон не брезгует наклониться и подобрать специально брошенный перед его приходом окурок. Теперь на сборочных линиях АвтоВАЗа чистота и порядок.
Такой же порядок отныне царит и среди управленцев отечественного завода. Но можно ли считать это плюсом? Демократ Бу Андерссон на деле оказался довольно авторитарным управленцем. Многим талантливым менеджерам, инженерам, конструкторам из старой гвардии пришлось оставить завод. Пришедшая же на их место молодежь зачастую просто боится перечить своему новому боссу. Сильной оппозиции, которая так нужна для движения вперед, на АвтоВАЗе сейчас нет.
Пока Бу Андерссон отлично доказывает нам, что он и с новой командой может принимать правильные решения. И это заслуживает уважения. Заслуживает его и сам швед, который попал на АвтоВАЗ в очень трудное время. И в ближайшем будущем легче не будет. Справится ли Бу? Время покажет.
Добавить комментарий