Эксплуатационные качества автомобиля

Эксплуатационные качества автомобиля

Эксплуатационные качества автомобиля характеризуются, следующими основными показателями: динамичностью, проходимостью, экономичностью, надежностью, маневренностью, устойчивостью, легкостью управления и удобством езды.

Динамичность автомобиля определяет его наибольшую среднюю техническую скорость движения в данных дорожных условиях. Динамические качества зависят от мощности двигателя, способности автомобиля обеспечить высокое ускорение при разгоне (приемистость автомобиля), быстрое торможение, а также и от технического состояния автомобиля.

Для автомобилей, работающих на дорогах с твердым покрытием, основными факторами, определяющими их динамичность, являются максимальная скорость движения и интенсивность разгона, особенно на прямой передаче; для автомобилей, работающих в условиях плохих дорог и бездорожья, — максимальная сила тяги на первой передаче.

Повышение динамических качеств автомобиля достигается увеличением мощности двигателя, снижением собственного веса, применением совершенных силовых передач и улучшением тормозных систем.

Проходимость автомобиля — это его способность передвигаться по плохим дорогам и бездорожью и преодолевать крутые подъемы, канавы, броды, участки заболоченной местности и рыхлого песка, снежную целину и другие препятствия.

Рис. Геометрические показатели проходимости автомобиля

Для повышения проходимости автомобиля применяются механизмы блокировки дифференциалов и привод на все колеса, равномерно распределяется нагрузка на колеса, предусматриваются значительные углы проходимости и большой дорожный просвет.

Для проходимости автомобиля большое значение имеет также ошиповка его колес. Так, при одинарных колесах задние колеса проходят по следу, проложенному передними, что значительно уменьшает затрату мощности на деформацию грунта при образовании колеи. Для предотвращения буксования колес применяют шины с крупным и глубоким рисунком протектора.

Большое значение для беспрепятственного движения автомобиля по бездорожью, особенно по мягкому грунту, имеет величина удельного давления колес на грунт. Чем меньше это давление, тем меньше погружаются колеса в грунт и меньше сопротивление движению автомобиля. Поэтому для армейских автомобилей применяются обычно одинарные колеса с шинами большого профиля, имеющими грунтозацепы и небольшое внутреннее давление воздуха. Для армейских автомобилей широко применяются также специальные шины с централизованной регулировкой давления в них во время движения автомобиля. Внутреннее давление воздуха в шинах и, следовательно, удельное давление колес на грунт могут при необходимости изменяться в зависимости от дорожных условий.

Экономичность автомобиля характеризуется наименьшим расходом горючего в литрах на 100 км пробега автомобиля. Экономичность автомобиля достигается совершенствованием механизмов двигателя и силовой передачи, а также снижением собственного веса автомобиля.

Экономичность автомобиля во многом зависит как от технического состояния автомобиля, так и от опытности водителя. Так, например, на одном и том же автомобиле при различной регулировке приборов питания, зажигания и других механизмов расход горючего может значительно колебаться.

Надежность автомобиля характеризуется его способностью работать длительное время, не требуя ремонта.

Надежность автомобиля повышается применением более износоустойчивых и прочных материалов, улучшением качества обработки трущихся поверхностей деталей и их смазки, введением надежных воздухоочистителей, фильтров, термостатов и других устройств. Наконец, надежность автомобиля во многом зависит от своевременного и качественного технического обслуживания и от умения водителя правильно эксплуатировать автомобиль.

Маневренность автомобиля характеризуется его способностью быстро изменять направление движения на небольшой площади.

Маневренность зависит от радиуса поворота и габаритов автомобиля: чем они меньше, тем лучше его маневренность.

Устойчивость автомобиля характеризуется его способностью уверенно двигаться в различных дорожных условиях без заносов и опрокидывания. Различают продольную и поперечную устойчивость автомобиля. Продольная устойчивость — это способность автомобиля противостоять опрокидыванию относительно передней или задней оси; поперечная устойчивость — способность противостоять боковому опрокидыванию.

Повышение устойчивости автомобиля достигается снижением высоты его центра тяжести, увеличением базы (расстояния между осями) и колеи (расстояния между серединами отпечатков правого и левого колес).

Легкость управления и удобство езды на автомобиле в значительной мере влияют на степень утомляемости водителя и перевозимого личного состава.

Облегчение управления автомобилем достигается удобной посадкой водителя и уменьшением физического усилия, которое водитель должен приложить для запуска двигателя, поворота рулевого колеса, переключения передач, торможения и т.д. Поэтому на автомобилях устанавливают надежные стартеры для запуска двигателя, применяют синхронизаторы в коробке передач, гидравлические и пневматические приводы тормозов, вводят автоматические коробки передач, сервомеханизмы рулевого управления и другие устройства.

Чтобы повысить удобство езды на автомобилях, улучшена обзорность дороги с места водителя, кабина отапливается и вентилируется, обогревается ветровое стекло и т.д.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *