Виды скоростных автомобильных состязаний

Виды скоростных автомобильных состязаний

Скоростные автомобильные соревнования, включающие в себя гонки по шоссейным дорогам или автодромам, а также заезды на установление рекордов скорости на различные дистанции и время среди всех других видов соревнований на автомобилях можно назвать основным, классическим видом автомобильного спорта.

Пожалуй, никакие другие состязания на автомобилях не требуют от участника столь исключительного самообладания, выносливости, таланта, как скоростные гонки. Здесь вырабатываются быстрота реакции, мужественное стремление к победе и многие другие качества, необходимые спортсмену, а также проверяются сила воли и его физическая закалка. Скоростной автомобильный спорт оказывает благотворное влияние на развитие и дальнейшее совершенствование автомобильной техники.

Все состязания, объединяемые термином «Скоростной автомобильный спорт», по характеру проведения подразделяются на две принципиально различные группы, причем каждая содержит несколько разновидностей.

Так, заезды на установление рекордов скорости — это состязания индивидуального характера, при которых испытание каждого автомобиля, как правило, проводится отдельно, итоги же определяются по полученным результатам замеров.

Шоссейно-кольцевые гонки — состязания коллективного характера. Они проводятся с группой автомобилей, поставленных в одинаковые условия.

Разберем первую группу скоростных состязаний.

Автомобильные гонки

Заезды на установление рекорда скорости

Эти заезды проводятся для определения наивысшей скорости движения автомобиля с поршневым двигателем внутреннего сгорания специальной конструкции определенного класса или с газотурбинным двигателем определенного веса.

Показанная в заезде скорость автомобиля будет считаться рекордной, если она превышает достигнутую ранее или перекрывает действующий норматив не менее чем на один процент.

Федерацией автомобильного спорта СССР для специальных автомобилей с поршневыми двигателями внутреннего сгорания утверждено одиннадцать классов по рабочему объему двигателей — от микролитражных до двигателей с любым, без ограничения рабочим объемом.

Для автомобилей с газотурбинными двигателями Федерация установила четыре класса по общему весу автомобиля — от веса менее 500 кг до веса, превышающего 1500 кг.

Класс

Рабочий объем двигателя, см3
минимальный максимальный
А

В

С

D

Е

F

G

H

I

J

K

Свыше 8000

от 5000

от 3000

от 2000

от 1500

от 1100

от    750

от    500

от    350

от    250

Не ограничен

Без ограничения

до 8000

до 5000

до 3000

до 2000

до 1500

до 1100

до 750

до 500

до 350

до 250

Классификация специальных автомобилей для установления рекордов скорости приведена в таблице. В ней даны минимальные и максимальные пределы рабочих объемов двигателей для каждого класса.

Классификация специальных автомобилей с газотурбинными двигателями приведена в таблице ниже.

Класс автомобиля Общий вес автомобиля, кг
минимальный максимальный

А1
А2
В
С

Свыше 1500
1000
500
Без ограничения

Без ограничения
1500
1000
500

Конструктору рекордного автомобиля предоставляется большая свобода действий. Для него фактически никаких ограничений не существует. Единственное и непременное техническое требование: у автомобиля должно быть не менее четырех колес и механический привод к ним (безразлично — к двум передним или задним или ко всем четырем). И, конечно, должны быть соблюдены требования безопасности для водителя, как например: наличие огнестойкой перегородки между отсеком двигателя и помещением водителя, надежное закрытие трансмиссионных валов и т. п.

Для автомобилей с реактивными двигателями или двигающихся за счет тяги воздушного винта, т. е. не имеющих механического привода на колеса, могут регистрироваться только мировые (абсолютные) рекорды скорости, которые иногда называют «сухопутными рекордами скорости».

Рекорды скорости могут устанавливаться и регистрироваться на различные по длине дистанции или за определенные отрезки времени. В первом случае регистрации подлежит время прохождения дистанции, во втором — расстояние, пройденное в указанное время.

Решением Федерации автомобильного спорта СССР утверждены следующие дистанции для установления рекордов:

0,5 км

со стартом

с места

1,0 км

со стартом

с места и с хода

50 км

со стартом

с места

100 км

»

»

500 км

»

»

1000 км

»

»

5000 км

»

»

10 000 км

»

»

и далее с промежутками через каждые 5 тыс. км до дистанции 30 000 км и через каждые 10 тыс. км до дистанции 100 000 км.

Регистрация рекордов скорости, устанавливаемых за определенное время, допускается для 1 часа, 6 часов, 12 часов, одних суток, двух, трех и далее до семи суток, затем для 10, 20 и 30 суток.

При проведении рекордных заездов на любую из указанных дистанций мерный участок должен быть пройден в двух взаимопротивоположных направлениях, при этом время на оба заезда для коротких дистанций не должно превышать 60 минут. При заездах на длинные дистанции допускаемый интервал между заездами ограничивается тридцатью минутами. Конечный результат определяется после двух заездов по среднему времени.

Заезды на установление рекордов на длинные дистанции, проводимые по замкнутому кругу либо в двух взаимопротивоположных направлениях по шоссе, повторения не требуют.

Нормативы, утвержденные Федерацией автомобильного спорта СССР, и имеющиеся в Советском Союзе зарегистрированные международные и национальные рекорды представлены в таблице ниже.

Класс автомобиля

Дистанция в километрах

0,5
с места

1,0
с места

1,0
с хода

50
с места

100
с места

500
с места

100
с места

A

Свыше 8000 см3

90

150

500

280

250

210

200

B

до 8000 см3

101,6

145

350

260

240

200

180

C

до 5000 см3

96,5

143

330

250

230

195

175

D

до 3000 см3

103,7

143,0

300

220,3

220

186

170

E

до 2000 см3

95,6

138

290

218,7

210

175

160

F

до 1500 см3

101,3

135

280

215

200

170

150

G

до 1100 см3

95,4

132

270

196,8

192,4

159,8

140

H

до 750 см3

106,0

130

286,1

190

170

150

130

I

до 500 см3

100,7

128,6

255,4

180

160

140

120

J

до 350 см3

98,2

123,07

250,2

169,9

153,9

125

110

K

до 250 см3

88,9

113,7

223,2

160,8

148,0

110

100

Нормативы скоростей разработаны и утверждены только для первых шести дистанций — 0,5; 1,0; 50; 100; 500 и 1000 км; часть из них уже не действует, так как нормативная скорость превышена установленными рекордами.

Рекорды на автомобилях с газотурбинными двигателями и механическим приводом на колеса установлены для следующих классов и дистанций:

Класс автомобиля в кг

Дистанции в км

0,5 с места

1,0 с места

1,0 с хода

до  1000

112.8

160.5

310,2

до   500

105,6

311,4

Шоссейно-кольцевые гонки

Это скоростные состязания автомобилей по замкнутому кольцевому маршруту, состоящему из дорог нормального значения с усовершенствованным покрытием, но изобилующих сложными поворотами, подъемами и спусками. Участники таких гонок проходят общую для всех дистанцию с возможно наивысшей скоростью. Все это требует от спортсменов высокого мастерства в управлении автомобилем, исключительной выдержки и физической выносливости. Им необходимо обладать также отличным знанием техники, без чего нельзя успешно подготовить автомобиль к соревнованиям.

Шоссейно-кольцевые гонки проводятся на любые дистанции или отрезки времени, а автомобили — гоночные, спортивные или серийные должны отвечать действующим в данный период «Техническим требованиям», утвержденным Федерацией автомобильного спорта СССР.

Обычно дистанция кольцевых гонок как у нас, так и за рубежом, не превышает 500 км. Для гоночных автомобилей она, как правило, несколько короче.

Длина одного круга кольца у большего числа действующих трасс бывает от трех до десяти километров и редко превышает двадцать. Короткие кольцевые трассы создают много преимуществ: легче учитывать положения спортсменов во время гонки, упрощаются работы судейского и обслуживающего персонала, меньше требуется усилий для оборудования трассы и расходов на ее содержание. Однако короткая трасса ограничивает число одновременно участвующих автомобилей, и в этом ее отрицательное свойство.

Практика организации и проведения шоссейно-кольцевых гонок показывает, что наибольшее число автомобилей, допускаемых к одновременному участию в кольцевых состязаниях, не должно превышать десяти на каждый километр длины трассы.

Следовательно, на кольце длиной в 4 км одновременный старт может быть дан не более чем сорока автомобилям. При этом в районе старта ширина трассы должна позволить установить в одном ряду не менее восьми машин. В противном случае задний ряд автомобилей будет слишком далеко отстоять от переднего.

Ширина трассы может быть также не одинаковой. Но она должна быть такой, чтобы на любом участке автомобили могли обгонять друг друга. Наименьшая ширина трассы для шоссейно-кольцевых гонок должна быть не менее 5 м, но лучше, если она будет достигать 8 м.

Направление движения автомобилей во время гонки допускается и по часовой стрелке и против, в зависимости от местных условий и трассы.

Состязания по шоссейно-кольцевым гонкам обычно проводятся раздельно для автомобилей разных классов. Но если автомобилей одного класса для розыгрыша чемпионата недостаточно, то можно объединить два, три и более класса. В этом случае для уравнения возможностей допускается применять уравнительный коэффициент (гандикап).

Однако на короткой трассе со сложным профилем и рельефом (подъемы, спуски, повороты) разница в классах автомобилей не так заметна, ибо более мощные автомобили бывают менее поворотливыми и управлять ими на трудной трассе сложнее. На таких трассах средние скорости малых автомобилей иной раз превышают скорости мощных машин.

На простых трассах для уравнивания возможностей больших и малых автомобилей необходимо применить уравнительный коэффициент (гандикап). Это делается так: автомобилям большой мощности дается старт на некоторое время позже. При этом гандикап не нарушает общего хода гонки и зрительно состязание представляется более интересным.

Однако время гандикапа — задержка старта больших автомобилей — должно быть меньше времени прохождения одного круга остальными автомобилями, в противном случае запоздалый старт из соображений безопасности давать будет нельзя.

Для подсчета гандикапа обычно пользуются разницей в литраже двигателей или в их мощности. Определение правильного гандикапа без испытаний всегда затруднительно.

Шоссейно-линейные скоростные состязания автомобилей проводятся на обычных шоссейных дорогах на более длинные дистанции — 500, 1000 и более километров. Линейные скоростные гонки могут проводиться также между двумя городами, а иногда с обратными разворотами на шоссе. В таких случаях выбранный участок автомобили будут проходить несколько раз. Линейные гонки отличаются высокими скоростями, значительно превосходящими скорости гонок на кольце.

При линейных гонках движение автомобилей разрешается только по правой стороне дороги с обгоном с левой. В остальном организация линейных гонок мало чем отличается от гонок по кольцу.

Разновидностью скоростных гонок по замкнутому кольцевому маршруту являются гонки, организуемые на специальных треках или на скоростных трассах автодромов.

В отличие от шоссейных трасс треки и скоростные дороги автодромов обычно имеют в плане правильные овальные или прямоугольные формы и виражи на поворотах. Наличие виражей разрешает движение автомобилей на поворотах с очень высокой скоростью, так как вираж снимает боковые силы, которые при горизонтальной поверхности дороги на повороте вызывают занос автомобиля.

При движении автомобиля по виражу центробежная сила направлена нормально к поверхности дороги. Уклон у виража по всей длине не одинаков, и если в начале, при въезде, он небольшой, то постепенно к середине виража увеличивается. Поперечный профиль виража по всей ширине тоже не одинаковый, к внешней кромке изгиб делается большим, т. е. весь уклон имеет вогнутый вид.

Длина треков обычно 2—3 км. Скоростные трассы автодромов бывают до 20 км длиной. Ширина специальных трасс доходит до 30 м. Длину дорожного полотна трека или автодрома определяют по линии, проходящей на расстоянии 0,9 м от внутренней кромки дороги.

Гонки на треках и автодромах представляют большой технический интерес, так как здесь достигаются очень высокие средние скорости, приближающиеся к максимальным. К тому же гонки на треках и автодромах — острое и увлекательное зрелище, так как их участники все время видны зрителям.

Среди скоростных автомобильных состязаний есть и такие, как горные гонки или скоростные подъемы на холм. Обычно они организуются в горной местности или просто на отдельном дорожном подъеме с поворотами.

Правила разрешают проводить их на трассе длиной не менее 200 м и при минимальном перепаде высот между стартом и финишем в 25 м. Повороты на подъеме могут быть на 180°. В горных условиях длина трассы бывает до 20 км, а превышение финиша над стартом достигает 1000 м и более.

Организовывать и проводить горные гонки и скоростные подъемы на холм несложно, так как все состязание может проходить на одном автомобиле с заменой водителей-участников. Старты даются индивидуальные, и на трассе в момент преодоления подъема может находиться только один автомобиль.

В этом скоростном состязании допускается участие автомобилей любой группы и всех классов. Особый интерес представляют гонки на автомобилях одной марки, дающие возможность правильно оценить не только мастерство водителя, но и качество подготовки автомобиля к соревнованиям.

К числу скоростных состязаний может быть также отнесен слалом, т.е. фигурное восхождение, проводимое на большой скорости, когда участник должен преодолеть на автомобиле ряд поворотов между заранее расставленными на площадке фигурами (вешки, мешки, бочки или флажки). Большей частью такое соревнование проводится как составная часть соревнования ралли.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *