Измерения на месте дорожно-транспортного происшествия

Измерения на месте дорожно-транспортного происшествия

Автомобильная авария

Задачи осмотра места ДТП имеют свои особенности, которые вытекают из самого характера ДТП и специфичности его объектов.

Результаты осмотра дают возможность наметить ряд версий о причинах происшествия, дальнейшая разработка которых приводит к установлению истины по делу.

Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена от транспортных средств, а следы на месте происшествия быстро уничтожаются либо проходящим транспортом, либо в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда следователя на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

Практика показывает, что преобладающее количество информации, использование которой в конечном итоге позволяет принять законное решение по делу, содержится на месте ДТП и утрата какой-либо ее части, как правило, приводит к необходимости проведения дополнительных следственных действий, к увеличению сроков расследования, а в некоторых случаях и к невозможности установить виновного.

Спустя непродолжительное время участники осмотра, даже те, кто непосредственно производили фиксацию расположения объектов путем соответствующих измерений, не могут достаточно точно указать первоначальные места, которые те занимали во время осмотра (транспортные средства, следы, осыпи и т.д.). А неизбежные ошибки при повторных выездах на место происшествия для установления расположения тех или иных объектов могут привести к неправильным выводам о степени виновности участников ДТП.

При проведении осмотра не следует поддаваться обманчивому впечатлению, будто случившееся и его причины, в связи с их кажущейся очевидностью, ясны и поэтому нет необходимости в подробной фиксации всех объектов на месте ДТП, что достаточно обозначить некоторые узловые моменты для подтверждения очевидности случившегося.

Практика исследования многочисленных обстоятельств ДТП экспертами-автотехниками показывает, что поспешный вывод производившего осмотр лица об очевидной виновности одного из участников происшествия после экспертного анализа с учетом мест расположения иных объектов, не принятых во внимание этим лицом, может быть существенно скорректирован либо вообще измениться на противоположный.

Поэтому следует принимать за аксиому то, что на месте ДТП нет объектов главных и второстепенных, все объекты необходимо расценивать как главные, а истинная значимость их определяется при окончательном рассмотрении дела.

И наконец, непременным условием, определяющим качество проведенного осмотра, является возможность полного моделирования (восстановления) обстановки места ДТП, зафиксированной в протоколе осмотра и схеме к нему. Это значит, что, используя протокол осмотра места ДТП и схему к нему, исходя из содержащихся в них данных, Можно восстановить обстановку места ДТП, которая была на момент осмотра.

Специфика места дорожно-транспортного происшествия определяет и тактику проведения его осмотра.

Первоначально следует зафиксировать те объекты, которые необходимо убрать с дороги для того, чтобы обеспечить движение транспорта (транспортное средство, выпавший груз, отделившиеся детали транспортных средств и т.п.), объекты, положение которые, может быть видоизменено после возобновления движения (осыпи грунта, стекла, потёки жидкости и т.п.), а также следы перемещения транспортных средств и иных объектов (груза, деталей транспортных средств и т.п.). После этого фиксируются объекты обстановки сохраняющиеся длительное время (элементы дороги и их размеры конфигурация перекрестков, расположение дорожных знак метки, ограждения и т.п.).

Прежде чем приступить к осмотру осмотра необходимо принять меры, обеспечивающие безопасность всех его участников. В каждом конкретном случае эти меры могут быть различными (установка ограждений, знаков, привлечение работников милиции и т.д.). Они должны быть обязательно четко организованы перед началом осмотра.

Необходимо также предварительно определить и границы зоны осмотра, куда должны быть включены участки, прилегающие непосредственно к месту ДТП, с таким расчетом, чтобы в них вошли, а впоследствии были и зафиксированы в протоколе осмотра и схеме к нему объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития и завершения ДТП. Это объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.), препятствия, которые могли вынудить участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.), технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, указатели, дорожные знаки). Зона действия некоторых знаков может иметь значительную протяженность, поэтому, следует особо отметить, в зоне действия каких знаков произошло ДТП.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *