Уклоны, радиусы закруглений, кюветы, придорожная полоса

Уклоны

Дороги, проходящие по пересеченной местности, практически повторяют ее профиль, где подъемы чередуются со спусками. Уклоны (подъемы), идущие вдоль осевой линии проезжей части дороги, именуются продольными.

Для обеспечения отекания воды с проезжей части ее обустраивают таким образом, чтобы края проезжей части располагались ниже ее середины (двускатный профиль). Образующиеся при этом уклоны именуются поперечными.

На некоторых участках закруглений дороги ее проезжая часть может быть с равномерным понижением от внешней стороны закругления к внутренней (вираж, односкатный профиль).

Поперечные уклоны измеряются в направлении, перпендикулярном к осевой линии дороги.

Определить угол продольного уклона дороги можно следующим способом:

  • на середине проезжей части дороги закрепляется конец рулетки с отметкой «ноль» (прижать камнем, колесом ТС и др.)
  • рулетка разматывается, и с помощью наблюдателя полотну рулетки придается горизонтальное положение
  • измеряется расстояние от поверхности проезжей части до полотна рулетки (а), против одного из ее делений 3, 5 или 10м (б)

Угол продольного уклона дороги

Рис. Угол продольного уклона дороги

Результаты измерений фиксируются схематически и вносятся в протокол. Следует также измерить длину уклона и указать ее в протоколе.

Пример записи в протоколе осмотра:
Нулевая отметка рулетки закреплялась на середине проезжей части (понятой удерживал рукой). После придания полотну рулетки горизонтального положения расстояние от полотна рулетки на отметке 3 м до проезжей части составило 20 см. Длина уклона 280 м. Уклон по всей длине одинаков.

Измерения для определения величины поперечного уклона или виража проезжей части производятся аналогичным образом в направлении, перпендикулярном оси дороги.

Радиусы закруглений

В случае, когда ДТП совершено на участке закругления дороги, величина радиуса закругления определяется по результатам следующих измерений:

  • в наиболее выраженной части закругления на линии, определяющей данное закругление (осевая линия, кромка проезжей части), делаются две отметки, которые должны находиться в границах закругления. Расстояние между отметками выбираются произвольно, но не менее 15-20 м
  • между отметками растягивается шпагат либо полотно рулетки, имеющей достаточную длину.

Измеряется расстояние от середины растянутого между отметками шпагата до линии:

Расстояние от середины растянутого между отметками шпагата до линии

Рис. Расстояние от середины растянутого между отметками шпагата до линии

Пример записи в протоколе осмотра:
На кромке проезжей части посередине закругления были отмечены точки А и Б, расстояние между которыми составило 24 м. Расстояние от точки А до дорожного знака составило 172 м. От середины линии, соединяющей точки А и Б, расстояние до кромки проезжей части равнялось 60 см.

В случаях, когда при ДТП транспортное средство сходит с дороги, оно может оставлять следы на проезжей части, на обочине, на откосах дорожного полотна и кювета, на придорожной полосе и т.д. На схему при этом следует нанести поперечный разрез дорожного полотна в месте с наиболее отчетливым отпечатком пути перемещения ТС, с указанием расположения, вида и характера следов.

Поперечный разрез дорожного полотна в месте с наиболее отчетливым отпечатком пути перемещения ТС

Рис. Поперечный разрез дорожного полотна в месте с наиболее отчетливым отпечатком пути перемещения ТС: а — кромка проезжей части; б — бровка дорожного полотна; а-б — обочина шириной 1,8 м; б-в — откос дорожного полотна шириной 1,6 м; в — дно кювета; в-г — откос кювета шириной 1,5 м; б-а — ширина кювета 2,8 м; з — внешняя бровка кювета ниже поверхности обочины (линии горизонта) на 0,4 м; б-линия горизонта к дороге. От точки з прилегающая к дороге луговина на длине 5 м понижается на 0,6 м.

Если ТС на пути своего перемещения контактировало, например, с деревьями либо с другими препятствиями, расположение этих препятствий и следы, имеющиеся на них, следует измерить и описать в протоколе.

Для производства измерений уклонов, радиусов закруглений и иных элементов дороги целесообразно привлечь в качестве специалиста сотрудника инженерно-технической службы ДЭУ, ДСР либо других дорожных организаций.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.