Особенности устройства системы питания бензиновых двигателей отечественных автомобилей
Системы питания двигателей отечественных автомобилей имеют одинаковую принципиальную схему и различаются между собой лишь устройством и расположением приборов.
Автомобиль ГАЗ-69А имеет один бак, автомобиль ГАЗ-69 — два бака, расположенных сзади под кузовом.
На двигателях автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А устанавливается карбюратор К-22Д.
На автомобиле ГАЗ-51 А бак размещен в кабине под сиденьем. Бензин очищается в фильтр-отстойнике с пластинчатым фильтрующим элементом и сетчатым фильтром, помещенным в отстойнике бензинового насоса. На двигателе этого автомобиля устанавливается карбюратор К-22Г, который выполнен по схеме карбюратора К-22Д и отличается от него габаритными размерами, производительностью жиклеров и наличием ограничителя максимальных оборотов.
На автомобиле ГАЗ-63 в отличие от автомобиля ГАЗ-51 А имеется дополнительный бензиновый бак, размещенный под платформой с левой стороны. Баки в системе питания переключаются при помощи крана.
На автомобиле ЗИЛ-164А бак расположен под кузовом с левой стороны. Из бака бензин диафрагмениым насосом типа Б-9Б подается в карбюратор, при этом бензин очищается, проходя через три фильтра: через фильтр-отстойник и сетчатые фильтры в бензиновом насосе и в карбюраторе.
Бензиновый насос Б-9Б состоит из трех основных частей: крышки 1, головки 14 и корпуса 13.
С целью уменьшения сопротивлений при всасывании бензина в головке насоса имеются два впускных клапана 4.
Рис. Бензиновый насос Б-9Б: 1 — крышка; 2 — диафрагма; 3 — сетчатый фильтр; 4 — впускной клапан; 5 — выпускной клапан; 6 — отверстие для отвода бензина; 7 — толкатель; 8 — пружина толкателя; 9 — фибровая шайба; 10 — рукоятка для ручной подкачки; 11 — коромысло; 12 — пружина коромысла; 13 — корпус; 14 — головка; 15 — прокладка; 16 — отверстие для подвода горючего
Ход диафрагмы вниз (всасывание) совершается с помощью толкателя 7 при повороте коромысла 11 под воздействием эксцентрика распределительного вала.
Обратный ход (нагнетание бензина в карбюратор) совершается под воздействием пружины 8, которая сжимается при ходе диафрагмы вниз.
Ручная подкачка топлива осуществляется рукояткой 10.
На автомобиле установлен карбюратор К-82М, который представляет собой модернизированный карбюратор К-82. Карбюратор К-82М отличается от карбюратора К-82 тем, что в его системе холостого хода вместо регулировки количества воздуха введена регулировка качества смеси, выполненная по типу карбюратора К-22Д. В главной дозирующей системе жиклер полной мощности не имеет эмульсионного распылителя. Вместо металлического поршня насоса ускорителя применен поршень с кожаной манжетой. Направляющая часть запорной иглы поплавковой камеры удлинена, а под рычажком поплавка поставлена небольшая пружинка.
Воздух очищается в двухступенчатом воздушном фильтре ВМ-15. В воздушном фильтре имеется масляная ванна 1 и фильтрующий элемент 2. Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом устанавливается на переходнике 3 и крепится к нему гайкой-барашком 7, навертываемой на стяжной винт 8, который приварен к траверсе.
Воздушный фильтр устанавливается па карбюратор с помощью фланца 14 и крепится к нему тремя болтами.
Рис. Воздушный фильтр ВМ-15: 1 — масляная ванна; 2 — фильтрующий элемент; 3 — переходник; 4, 5 и 6 — уплотнительные прокладки; 7 — гайка-барашек; 8 — стяжной винт; 9 — патрубок отбора воздуха в компрессор; 10 — патрубок вентиляции картера; 11 — направляющее кольцо; 12 — окно; 13 — опорный стакан; 14 — присоединительный фланец
Для уплотнения соединений частей воздушного фильтра устанавливаются прокладки.
Патрубок 10 служит для отсоса воздуха из картера двигателя. Воздух засасывается в воздушный фильтр через щель между корпусом и крышкой и направляется вниз, где резко меняет направление движения и, соприкасаясь с поверхностью масла, частично очищается. Затем воздух направляется через фильтрующий элемент 2, где очищается вторично, и по переходнику 3 поступает в карбюратор.
В ванне 1 содержится запас масла, которое под воздействием воздушного потока, проходящего через фильтр, поднимается в виде пленки по наклонной поверхности направляющего кольца и покрывает его. Наиболее крупные механические примеси, содержащиеся в воздухе, при резком изменении направления проходящего через фильтр воздушного потока ударяются о направляющее кольцо и захватываются масляной пленкой. По мере уменьшения воздушного потока масло вновь возвращается в ванну, смывая при этом с направляющего кольца осевшие частицы пыли.
На автомобиле ЗИЛ-157К в отличие от автомобиля ЗИЛ-164А устанавливаются два бензиновых бака и карбюратор К-84М.
Карбюратор К-84М отличается от карбюратора К-82М тем, что он сдвоен и имеет две смесительные камеры, два главных дозирующих устройства и две системы холостого хода, питающиеся из одной поплавковой камеры. Обе камеры одновременно обслуживаются экономайзерами с механическим и пневматическим приводами и ускорительным насосом. Обе камеры работают одинаково на всех режимах.
Каждая смесительная камера обслуживает группу из трех цилиндров, в результате чего улучшается наполнение цилиндров горючей смесью.
Система питания автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-151 устроена и работает так же, как и на автомобиле ЗИЛ-157К, отличаясь лишь устройством отдельных приборов. На этих автомобилях применялись, в частности, карбюраторы К-84 (сдвоенный карбюратор К-82) и К-82, воздушные фильтры ВМ-12 (в отличие от фильтра ВМ-15 не имеют патрубка для питания воздухом компрессора), бензиновые насосы со стаканом-отстойником и другие приборы, подвергшиеся впоследствии значительной модернизации.
На автомобиле Урал-375 установлены два бензиновых бака: основной — с левой стороны под кузовом и дополнительный за кабиной.
Бензин подается к карбюратору бензиновым насосом Б-10, который устроен так же, как и бензиновый насос Б-9Б. Различие состоит в том, что насос Б-10 имеет большую производительность (в нем установлены три впускных и три выпускных клапана) и выпускается в герметизированном исполнении для обеспечения возможности преодоления автомобилем глубоких бродов. Перед поступлением в карбюратор бензин очищается в двух фильтрахотстойниках: с пластинчатым и сетчатым фильтрующими элементами, а также сетчатыми фильтрами, имеющимися в бензиновом насосе и карбюраторе.
Воздух, поступающий в карбюратор двигателя, проходит две ступени очистки: сначала в инерционном пылеотделителе, затем в воздушном фильтре.
Рис. Схема очистки воздуха двигателя автомобиля Урал-375: корпус инерционного пылеотделителя; 2 — конические кольца; 3 — трубка отсоса пыли; 4 — воздушный фильтр; 5 — фильтрующий элемент; 6 — масляная ванна
Инерционный пылеотделитель расположен в воздухозаборной трубе, которая выведена из-под капота автомобиля вверх для забора воздуха с меньшим содержанием пыли и предохранения от попадания в систему питания двигателя брызг при преодолении автомобилем глубоких бродов. Работает инерционный пылеотделитель следующим образом.
Воздух, засасываемый двигателем в пылеотделитель, проходит через щели между коническими кольцами 2, резко изменяя направление своего движения. При этом частицы пыли, продолжая по инерции двигаться прямолинейно, падают вниз и поступают по трубке 3 к эжектору, расположенному в конце выпускной трубы. Отработавшие газы, омывающие конец трубки эжектора, отсасывают и выбрасывают в атмосферу частицы пыли.
Окончательно воздух очищается в воздушном фильтре 4, имеющем масляную ванну 6 и. фильтрующий элемент 5 — кассету с набивкой из капроновой нити.
На двигателе автомобиля Урал-375 устанавливается карбюратор К-89, который устроен и работает так же, как и карбюратор К-84М, отличаясь от последнего лишь большей производительностью и устройством ограничителя максимальных оборотов коленчатого вала двигателя.
Ограничитель максимальных оборотов состоит из центробежного датчика и диафрагменного механизма, воздействующего на дроссельные заслонки карбюратора.
Центробежный датчик состоит из корпуса 1, ротора 3 и крышки 5. Ротор, установленный во втулке 2 корпуса, вращается валиком 8, имеющим привод от распределительного вала двигателя. При вращении ротора клапан 7, подвешенный к ротору на пружине, под действием центробежной силы стремится сесть в седло 9 и перекрыть отверстие, соединяющее внутреннюю полость ротора с полостью корпуса.
Диафрагменный механизм, установленный на смесительной камере карбюратора, состоит из корпуса 15, диафрагмы 14 и крышки 13.
Диафрагма с помощью тяги 18 через рычаг 17 соединена с валиком дроссельных заслонок.
Полость а над диафрагмой соединена трубкой 10 с внутренней полостью ротора центробежного датчика, который в свою очередь соединен трубкой 11 с воздушным патрубком карбюратора. Полость а соединена также каналом б и жиклерами 19 и 21 со смесительной камерой.
Полость в под диафрагмой с помощью канала г соединена с воздушным патрубком.
Работает ограничитель максимальных оборотов следующим образом.
При работе двигателя создаваемое в смесительной камере карбюратора разрежение передается через жиклеры 19 и 21 и канал б в полость а диафрагменного механизма.
Под действием разрежения в полость а через трубку 10, центробежный датчик и трубку 11 из воздушного патрубка поступает воздух, благодаря чему разрежение в полости а невелико и диафрагма 14 усилием пружины 16 удерживается в нижнем положении. При нажатии на педаль управления дроссельными заслонками валик дроссельных заслонок свободно поворачивается под действием пружины 20, дроссельные заслонки открываются и скорость вращения коленчатого вала двигателя возрастает.
Рис. Карбюратор К-89: 1 — корпус воздушного патрубка; 2 — игольчатый клапан подачи бензина; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал, соединяющий поплавковую камеру с воздушным патрубком; 6 — жиклер системы холостого хода: 7 — жиклер полной мощности; 8 — воздушный жиклер; 9 — малый диффузор; 10 — кольцевая щель; 11 — жиклер ускорительного насоса; 12 — предохранительный клапан; 13 — воздушная заслонка; 14 — втулка штока ускорительного насоса; 15 — перепускной клапан; 16 — пружина манжеты; 17 — манжета ускорительного насоса; 18 и 39 — пружины; 19 — шток ускорительного насоса; 20 — нажимная пластина; 21 — шток привода ускорительного насоса; 22 — корпус поплавковой камеры; 23 — поводок; 24 — толкатель клапана экономайзера; 25 — седло клапана; 26 — пружина клапана; 27 — клапан экономайзера; 28 — рычаг привода ускорительного насоса; 29 — впускной клапан ускорительного насоса; 30 — пробка; 31 — прокладка; 32 — клапан ускорительного насоса; 33 — регулировочный винт системы холостого хода; 34 — дроссельная заслонка; -35 — корпус смесительной камеры; 36 — главный жиклер; 37 — жиклер экономайзера; 38 — запорная игла экономайзера; 40 — поршень пневматического привода экономайзера; 41 — поплавок; 42 — пружина поплавка
Рис. Ограничитель максимальных оборотов коленчатого вала двигателя автомобиля Урал-375: а — полость над диафрагмой; б и г — каналы; в — полость под диафрагмой; 1 — корпус центробежного датчика; 2 — втулка; 3 — ротор; 4 — пробка; 5 — крышка; 6 — сальниковое уплотнение 7 — клапан; 8 — валик; 9 — седло клапана; 10 и 11 — трубки; 12 — корпус воздушного патрубка карбюратора; 13 — крышка; 14 — диафрагма; 15 — корпус ограничителя оборотов; 16 и 20 — пружины; 17 — рычаг; 18 — тяга; 19 и 21 — жиклеры; 22 — дроссельная заслонка; 23 — рычаг привода дроссельных заслонок
Когда число оборотов коленчатого вала двигателя достигнет максимально допустимой величины, центробежная сила вращающегося вместе с ротором клапана 7 центробежного датчика настолько возрастет, что он плотно сядет в седло 9 и разобщит тем самым полость а диафрагменного механизма с воздушным патрубком карбюратора. В результате разрежение в полости а возрастет настолько, что диафрагма, преодолев сопротивление пружины 16, поднимется и через тягу 18 и рычаг 17 повернет валик дроссельных заслонок.
Дроссельные заслонки прикроются, количество подаваемой в цилиндры двигателя горючей смеси уменьшится, обороты коленчатого вала снизятся.
Таким образом, ограничение числа оборотов коленчатого вала двигателя достигается перекрытием отверстия в седле 9 центробежного датчика клапаном 7. Момент закрытия клапана определяется усилием пружины, натяжение которой можно изменять с помощью регулировочного винта через отверстие в корпусе датчика, закрытое пробкой 4.
Добавить комментарий