Проверка состояния и замена распределительных шестерен

Проверка состояния и замена распределительных шестерен

Необходимый специальный инструмент и приспособления:

  • съемник для снятия и приспособление для напрессовки шестерен распределительного вала;
  • съемник для снятия шестерен коленчатого вала

Шумная работа распределительных шестерен может быть вызвана повышенным зазором в зацеплении вследствие износа зубьев шестерен.

Проверять боковой зазор в зацеплении распределительных шестерен нужно как при разборке двигателя при его поступлении в ремонт, так и при замене шестерен. Проверяют зазор плоским щупом, вводимым между двумя зацепляющимися зубьями. Величина зазора должна быть в пределах 0,05—0,12 мм. Если зазор превышает 0,12 мм, шестерни необходимо заменить.

Допускается замена одной какой-либо шестерни с последующей проверкой бокового зазора в зацеплении. Однако, предпочтение следует отдавать одновременной замене обеих шестерен. В этом случае рекомендуется применять комплект шестерен, спаренных и проверенных на интенсивность шума на заводе-изготовителе.

При осмотре шестерен, как бывших в работе, так и новых, следует обращать особое внимание на состояние поверхности зубьев.

Даже незначительные заусенцы и забоины на зубе вызывают шумную работу шестерен. Обнаруженные забоины и заусенцы необходимо тщательно зачистить надфилем.

При необходимости замены распределительной шестерни, поврежденного или изношенного упорного фланца или распределительного вала, имеющего изношенные кулачки (шейки), шестерню нужно снять с вала.

Крепление шестерни на носке распределительного вала

Рис. Крепление шестерни на носке распределительного вала

Последовательность операций по снятию шестерни распределительного вала:

  1. Вывернуть болт 3 и снять шайбы 4 и 2, закрепляющие шестерню 1 в осевом направлении на носке распределительного вала.
  2. Спрессовать шестерню с носка распределительного вала, пользуясь специальным съемником (рис. а и в).Выпрессовка шестерни распределительного вала с помощью съемника

    Рис. Выпрессовка шестерни распределительного вала с помощью съемника:
    а — операция выпрессовки; в — съемник

    Опорный фланец 5 приспособления надевают на распределительный вал до упора в шестерню. Шпильки 3, укрепленные во фланце, продевают через отверстия в диске шестерни. На свободных концах шпилек укреплена поперечина 2, в резьбовое отверстие которой ввинчен упорный винт 1. Свободный от резьбы конец этого винта входит в углубление упорной втулки 4. Для уменьшения трения между торцами упорного винта и втулки установлен стальной каленый шарик. Втулка удерживается на винте при помощи штифта, входящего в кольцевой паз на конце винта. Вращая винт упирают втулку 4 в центр торца распределительного вала и спрессовывают шестерню с вала.

  3. Снять упорный фланец 6, вынуть шпонку 5 и упорное кольцо 7.

Установить шестерню на распределительный вал следует в обратной последовательности. При этом необходимо дополнительно учесть следующее:

  1. Тщательно осмотреть упорный фланец 6. При обнаружении трещин или значительного износа (что может быть случайным, так как фланец сульфинизируется) заменить фланец новым.
  2. Для напрессовки распределительной шестерни на носок распределительного вала пользоваться приспособлением, показанным на рисунке.Напрессовка шестерни распределительного вала с помощью съемника

    Рис. Напрессовка шестерни распределительного вала с помощью съемника

    Опорный фланец 3, имеющий прямоугольный вырез, надевают на первый кулачок распределительного вала и упирают в опорную шейку распределительного вала. Шпильки 5, ввернутые во фланец, продевают в отверстия диска распределительной шестерни. Шестерня должна быть обращена к блоку стороной, имеющей более глубокую выемку. На шпильки 5 надевают поперечину 2, в резьбовое отверстие которой ввинчивают винт 1 При вращении этого винта нажимная втулка 4 подает шестерню на носок распределительного вала и при дальнейшем нажатии напрессовывает ее на вал. При напрессовке шестерни необходимо одновременно центрировать упорный фланец 6 на упорном кольце 7 для предупреждения повреждения кромки отверстия фланца выступающей частью шпонки. Перед напрессовкой шестерни носок распределительного вала необходимо смазать маслом для двигателя.

  3. Болт 3 затянуть динамометрическим ключом с моментом 5—6 кгм.
  4. Проверить торцевое биение шестерни по отношению к поверхности шеек распределительного вала. Оно допускается не более 0,06 мм на радиусе 62 мм. Такая величина биения обеспечивает бесшумную работу распределительных шестерен.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *