Общее устройство автомобиля «Москвич-408»

Общее устройство автомобиля «Москвич-408»

Общая компоновочная схема автомобиля «Москвич-408» характеризуется расположением пассажирского помещения кузове внутри колесной базы, размещением силового агрегата в передней части и использованием задних колес в качестве ведущих. Такая схема обеспечивает наиболее благоприятное распределение по осям статических и динамических нагрузок от веса автомобиля и тем самым хорошую устойчивость машины на дороге.

Устройство автомобиля Москвич

Рис. Общая компоновочная схема автомобиля «Москвич-408»: 1 — рычаг щетки стеклоочистителя; 2 — антенна радиоприемника; 3 — распылитель омывателя ветрового стекла; 4 — шланг подвода нагретого воздуха к ветровому стеклу; 5 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 6 — главный цилиндр гидропривода тормоза; 7 — силовой агрегат (двигатель со сцеплением и коробкой передач); 8 — бачок омывателя ветрового стекла; 9 — аккумуляторная батарея; 10—радиатор системы охлаждения двигателя; 11 — жалюзи радиатора; 12 — фильтр тонкой очистки масла; 13 — радиатор охлаждения масла; 14 — буксирная проушина; 15 — верхний рычаг подвески передних колес; 16 — направляющий ролик троса ручного привода тормоза; 17 — рулевой механизм; 18 — промежуточный рычаг ручного привода тормоза; 19 — отопитель кузова; 20 — карданный шарнир; 21 — щиток контрольно-измерительных приборов; 22 — кожух переключателя указателей поворотов; 21 — карданный вал; 24 — глушитель шума отработавших газов; 25 — главная передача (редуктор) и задний мост; 26 — рессора подвески задних колес; 27 — гнездо для лапы домкрата; 28 — амортизатор подвески задних колес; 29 — топливный бак.

Схема компоновки автомобиля «Москвич-408» имеет еще и конкретные особенности:

  • силовой агрегат значительно продвинут вперед, что позволило увеличить размеры пассажирского помещения кузова при заданной колесной базе;
  • применен удлинитель картера коробки передач, благодаря чему сокращена длина карданного вала и тем уменьшена склонность его к вибрации;
  • применены колеса с ободом диаметра 13″ и с шинами уширенного профиля 5,60″, что дало возможность уменьшить габаритную высоту, снизить общий вес, улучшить плавность хода и динамику разгона (за счет снижения массы неподрессоренных деталей и снижения момента инерции колес) автомобиля.

Автомобиль «Москвич 408» — безрамной конструкции, т.е. он не имеет отдельной рамы, составляющей основу самостоятельного автомобильного шасси. Цельнометаллический кузов выполнен несущим и представляет собой жесткую пространственную ферму, к которой непосредственно прикреплены силовой агрегат и остальные узлы и механизмы автомобиля.

Автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Крутящий момент двигателя подводится к задним ведущим колесам с помощью механизмов и агрегатов силовой передачи — сцепления, коробки передач, карданного вала, главной передачи (редуктора) заднего моста, дифференциала и полуосей.

Двигатель — верхнеклапанный, четырехтактный, четырехцилиндровый (с рядным расположением цилиндров), с карбюраторным смесеобразованием.

Картеры двигателя, механизма сцепления и коробки передач непосредственно примыкают друг к другу, соединены болтами и образуют силовой агрегат, отличающийся высокой жесткостью конструкции и компактностью. Силовой агрегат укреплен на автомобиле в трех точках, на резиновых подушках.

Механизм сцепления фрикционного типа размещен в маховике двигателя. Ведомым элементом сцепления служит один диск, снабженный фрикционной накладкой.

В ступице ведомого диска предусмотрен гаситель крутильных (угловых) колебании трансмиссионных валов.

Не автомобиле применен гидравлический привод выключения сцепления в сочетании с верхним расположением главного цилиндра привода и с педалью подвесного типа (ось качания педали находится выше ее площадки). Такая система управления сцеплением и применение подвесной педали получила широкое распространение на легковых автомобилях и по сравнению с системой механического привода характеризуется рядом достоинств:

  • во первых, обеспечивается более плавное включение сцепления, что снижает динамические нагрузки в агрегатах силовой передачи;
  • во вторых, существенно улучшается герметизация пассажирского помещения кузова от проникновения в него пыли, грязи и влаги, поскольку в наклонном полу кузова отсутствуют прорези для прохода рычагов педалей сцепления и тормоза;
  • в третьих, исключается забрасывание грязью и обеспечивается надежная защита от пыли главных цилиндров гидропроводов выключения сцепления и тормоза, а также элементов механической части приводов, располагаемых достаточно высоко под капотом;
  • в четвертых, несколько упрощается техническое обслуживание автомобиля, так как в приводе отсутствуют шарнирные сочленения, нуждающиеся в периодической смазке.

Объединенная в блоке с двигателем и сцеплением коробка передач позволяет при необходимости (в соответствии с изменением сопротивления движению автомобиля) увеличивать крутящий момент, подводимым к ведущим колесам при одновременном снижении скорости движения автомобиля. Для движения автомобиля вперед в коробке предусмотрены четыре передаточных числа (ступени), из которых четвертая передача является прямой, т.е. осуществляющей непосредственную передачу крутящего момента двигателя карданному валу и колесам. Включение второй, третьей и четвертой передач производится легко и бесшумно с помощью двух синхронизаторов.

Переключение передач осуществляется рычагом, расположенным на рулевой колонке. Вал управления коробкой представляет собой тонкостенную трубу, помещенную внутри рулевой колонки и охватывающую рулевой вал. Значительное эксплуатационное удобство представляет размещение регулировочного сухаря избирательной тяги, доступ к которому возможен непосредственно из-под капота. От коробки передач к главной передаче заднего моста крутящий момент передается трубчатым карданным валом открытого типа. Вал снабжен двумя карданными шарнирами, крестовины которым установлены в игольчатых подшипниках. Передний шарнир соединен с вторичным валом коробки передач с помощью скользящего (шлицевого) соединения, полностью размещенного в удлинителе картера коробки.

Главная передача (редуктор) заднего моста — одинарная. Она состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления. Ведомая шестерня главной передачи передает крутящий момент фланцевым полуосям полуразгруженного типа через конический дифференциал с двумя сателлитами.

Ходовую часть автомобиля составляют узлы подвески передних и задних колес (с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости), ступицы колес и колеса с шинами.

Подвеска передних колес — независимая, с поперечным расположением двух пар рычагов. В качестве упругих элементов используются цилиндрические витые пружины. Соединение рычагов подвески с поворотной цапфой колеса — бесшкворневое. С целью увеличения угловой жесткости подвески применен торсионный стабилизатор поперечной устойчивости, штанга которого соединена своими концами с нижними рычагами подвески.

Подвеска задних колес — прогрессивная, на продольных полуэллилтических шестилистовых рессорах. Прогрессивность характеристики работы подвески обеспечивается применением двух ограничителей — резиновых буферов, из которых основной (пустотелый) расположен примерно в середине коренного листа и служит дополнительным упругим элементом, а другой — вспомогательный помещен на основании кузова (вблизи переднего шарнирного пальца рессоры) и служит для изменения активной длины рессоры при изменении приходящейся на последнюю весовой нагрузки.

Для быстрого гашения разменов колебаний кузова на упругих элементах подвесок (пружинах и рессорах) последние работают совместно с гидравлическими амортизаторами двустороннего действий, телескопического типа.

Колеса автомобиля — дисковые, штампованные, со съемными декоративными колпаками. Профиль обода колеса — 102.1 — 329 (4.1 — 13″). На колеса монтируются бескамерные шины низкого давления (1,7 кг/см) Колеса крепятся к фланцам ступиц или полуосей на пяти шпильках с гайками и балансируются статически и динамически при помощи грузиков, укрепляемых на ободе.

Ступица переднего колеса установлена на цапфе поворотной стойки подвески с помощью двух роликовых конических подшипников.

Рулевое управление состоит из рулевом колонки (рулевого механизме, трубы колонки и рулевого колеса) и рулевого привода. Кинематическая пара рулевого механизма— глобоидальный червяк и двухгребневый ролик с переменным передаточным числом зацепления. Рулевой привод — шарнирная трапеция с разрезной поперечной рулевой тягой, состоящей из трех шарнирных звеньев, при симметричном расположении рулевой сошки и маятникового рычага. Рулевые тяги расположены сзади поперечины узла подвески передних колес и тем защищены от повреждений дорожными препятствиями.

Тормозное управление автомобиля состоит на колесных тормозных механизмов и из двух независимо действующих систем привода. Тормозные механизмы у каждого колеса в основном одинаковы по конструкции — барабанного типа, с самоустанавливающимися (плавающими) колодками. Тормозные механизмы передних колес снабжены каждый двумя цилиндрами гидравлического привода. Все четыре тормоза имеют одинаковые по устройству приспособления для автоматического поддержания постоянного минимального зазора между фрикционными накладками колодок и ободом тормозного барабана. Управление тормозами осуществляется педалью подвесного типа и рукояткой вытяжного типа. Ножной тормоз имеет гидравлический привод и действует на все колеса. Ручной тормоз имеет механический тросовый привод и действует только на задние колеса.

Кузов четырехдверныи, четырехместный, но ширина заднего сиденья допускает посадку трех пассажиров. Впервые в отечественном автомобилестроении применен капот двигателя, открывающийся в сторону движения автомобиля. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с капотом, петли которого расположены сзади (у щитка передка кузова).

Крышка багажного отделений отпирается изнутри кузова. При освобожденном запоре крышка удерживается усилием балансирных пружин петель в любом положении не требуя какого либо упора. Закрытая крышка одновременно запирает кронштейн номерного знака, прикрывающий, в свою очередь, пробку наполнительной горловины топливного бака.

Высокая комфортабельность езды в автомобиле и удобство посадки обеспечиваются расположением сидений (внутри колесной базы) и их конструкцией (пружинные каркасы и мягкая губчатая резина в подушках и спинках). Переднее сиденье имеет общую подушку и раздельные спинки откидывающиеся на шарнирах как вперед (для удобства посадки на заднее сиденье), так и назад (для устройства спальных мест, а также для перевозки в кузове длинномерных предметов).

Для получения наиболее удобной посадки водителя сообразно с его ростом переднее сиденье может быть передвинуто на салазках вдоль пола кузова и закреплено в выбранном положении.

Гнутые стекла ветрового и заднего окон кузова имеют оптимальную пространственную кривизну и тем обеспечивают водителю отличную обзорность дороги и видимость светофоров. Кроме того, с места водителя видны концы всех четырех крыльев кузова, что облегчает управление автомобилем при маневрировании.

Контрольно-измерительные приборы и сигнальные лампы скомпонованы в пластмассовом щитке и расположены на панели приборов в удобном для наблюдения месте. Запасное колесо в сборе с шиной помещено в багажном отделении и закреплено с помощью барашковой гайки на стержне-держателе. На нижней поверхности основания кузова предусмотрены специальные гнезда для установки в них лапы реечного домкрата.

Автомобиль окрашивается синтетическими эмалями.

Передний и задний предохранительные буфера штампованные, хромированные, составной конструкции, без клыков.

Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме, с номинальным напряжением в сети 12. Отрицательные полюсы источников тока присоединены к «массе». Система освещения обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, освещение дороги при заднем ходе автомобиля, обозначение габаритов автомобиля сигнальными огнями на стоянке, освещение щитка контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение пассажирского помещения кузова. К системе сигнализации относятся звуковой сигнал и световая сигнализация указания поворотов. При этом конструкция переключателя указателей поворотов обеспечивает автоматическое выключение «мигающих» световых сигналов при выходе автомобиля из поворота на прямую.

Стандартное оборудование автомобиля составляют:

  • отопитель кузова и обогреватель ветрового стекла;
  • двухщеточный двухскоростной стеклоочиститель с электрическим приводом и с самоостановом;
  • малогабаритный двухдиапазонный транзисторный радиоприемник;
  • прикуриватель;
  • пепельница;
  • зеркало заднего вида;
  • противосолнечные щитки и грязезащитные резиновые фартуки позади колес.

Каждый выпускаемый с завода автомобиль укомплектовывается набором шоферского инструмента и принадлежностей, размещенным в двух сумках.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *