Планировка автохозяйств и станций обслуживания

Планировка автохозяйств и станций обслуживания

При проектировании и строительстве новых автотранспортных предприятий или их реконструкции следует руководствоваться Нормами и техническими условиями проектирования гаражей.

Принципы планировки

Основным фактором, определяющим планировочное решение, является технологическая связь отдельных производственных участков гаража (автохозяйства) или станции обслуживания, например, связь зоны технического обслуживания с зоной ремонта, зоны хранения с зоной ремонта.

Принципиальная схема расположения секторов автотранспортного предприятия комплексного типа, т. е. с функциями хранения, обслуживания, ремонта и технического снабжения подвижного состава представлена на рисунке. На схеме показано автохозяйство, производственные секторы которого расположены в одном здании, а сектор управления в другом.

Схема расположения производственных секторов автохозяйства комплексного типаРис. Схема расположения производственных секторов автохозяйства комплексного типа

Сектор обслуживания I размещается смежно с сектором ремонта II и сектором хранения III (стоянкой) — При таком расположении секторов автомобили, поступающие в сектор обслуживания I, из пункта приема а сектора управления IV в зависимости от вида обслуживания (внешний уход г и техническое обслуживание (Э) и его результатов могут быть направлены на стоянку или в сектор ремонта II. Из сектора ремонта автомобили поступают в сектор хранения или выезжают на территорию двора. Выезд автомобилей на работу фиксируется в пункте сектора управления IV. Перед выездом автомобили заправляют топливом в пункте заправки V, в случае если заправка не производится на АЗС общего пользования.

Для ожидания обслуживания в секторе хранения предусматривается зона ожидания в, имеющая непосредственное сообщение с сектором обслуживания. Из зоны ожидания автомобили поступают в сектор обслуживания на посты внешнего ухода.

Расположение производственных секторов в отдельных зданиях

Рис. Расположение производственных секторов в отдельных зданиях:
а, б и в — различные схемы расположения; I — сектор обслуживания; II — сектор ремонта; III — сектор хранения: IV — зона ежедневного обслуживания

Возможно также изолированное расположение каждого из секторов автохозяйства, или так называемая павильонная застройка участка. Секторы в этом случае можно размещать в различных сочетаниях по технологическим или строительным соображениям.

Задача планировки производственных помещений цехов или отделений заключается в обеспечении удобного в технологическом и производственном отношениях размещения оборудования на площади цеха.

Указанные требования в основном сводятся к следующему:

  1. соблюдение правильной ориентации относительно источника естественного освещения;
  2. обеспечение удобства подхода к станку, работы на нем и подачи материала к нему при полной безопасности;
  3. соблюдение необходимой ширины проходов между расставленным оборудованием.

При небольшой производственной программе цеха, а следовательно, при малом количестве рабочих и оборудования цехи или отделения, сходные по роду производства, объединяют в одном помещении (например, цехи технического обслуживания и ремонта автомобилей, кузнечный и рессорный цехи, карбюраторный и электротехнический, агрегатный и слесарно-механический, слесарно-арматурный и обойный). В аккумуляторном цехе автохозяйств с парком автомобилей более 100 необходимо предусматривать не менее двух помещений — одно для ремонта, другое — для заряда аккумуляторных батарей. В гаражах с количеством автомобилей менее 100 допускается заряд аккумуляторных батарей в помещении для их ремонта при условии устройства вытяжных шкафов.

Центральной частью ремонтной зоны является разборочносборочный цех. По характеру производственного процесса он должен быть непосредственно связан со всеми вспомогательными ремонтными цехами. Поэтому ремонтные цехи целесообразно располагать по периметру разборочно-сборочного цеха.

Взаимное расположение отдельных цехов подчиняется как технологическим, так и строительным требованиям. Так, горячие цехи (кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный) располагают обычно смежно, отделяя от остальных помещений несгораемыми стенками. Малярное, столярное, обойное и жестяницкое отделения кузовного цеха по условиям технологического процесса размещают также смежно. При этом малярное и столярное отделения необходимо располагать так, чтобы была возможность свободного въезда в них из разборочно-сборочного цеха без больших маневров автомобиля или непосредственно со двора. Механический и агрегатный цехи целесообразно группировать около склада запасных частей и материалов. Смежно с механическим и агрегатным цехами рекомендуется размещать инструментально-раздаточную кладовую, так как наибольшее количество требований на инструмент поступает из этих цехов.

Кроме того, при расположении цехов необходимо иметь в виду, что помещения кузнечного, сварочного, медницкого, столярнокузовного, обойного, карбюраторного, аккумуляторного, вулканизационного, малярного цехов, а также испытательной станции и складов не должны иметь непосредственного сообщения со стоянкой.

Двери для выхода непосредственно наружу устраивают в следующих помещениях:

  • для хранения автомобилей
  • для кузнечно-рессорных, сварочных, термических и вулканизационных работ — при площадях более 100 м2
  • для зарядки аккумуляторов — при площади более 25 м2
  • для склада смазочных и обтирочных материалов — при площади более 50 м2
  • для хранения легковоспламеняющихся материалов, для регенерации масла и газогенераторной автогенной сварки — независимо от занимаемой площади

В одноэтажных гаражах с внутренним проездом, кроме рабочих ворот, следует устраивать запасные ворота, ведущие непосредственно наружу.

Рабочие ворота в стоянках и зоне ремонта с внутренним проездом должны обеспечивать выезд каждого автомобиля без маневрирования.

В многоэтажных гаражах-стоянках количество рамп для междуэтажного сообщения определяется расчетом из условия скорости движения автомобилей по рампе, равной 15 км/ч, интервала между движущимися автомобилями в 20 м и возможности эвакуации всех автомобилей из здания стоянки в течение 1 ч.

Независимо от расчета при общем количестве размещаемых во всех этажах стоянки менее 100 автомобилей необходимо устраивать одну однопутную рампу или один лифт. При большем количестве автомобилей, размещаемых в многоэтажной стоянке, предусматривается одна двухпутная со встречным движением рампа (до 200 автомобилей) или две однопутные рампы, из которых одна для спуска, другая для подъема (при количестве автомобилей более 200), или два лифта.

Ширина проезжей части однопутных прямолинейных рамп определяется габаритной шириной автомобиля, увеличенной на 0,8 м (но не менее 2,5 м). Рампа такого же типа, но двухпутная должна иметь ширину проезжей части, равной удвоенной ширине автомобиля, увеличенной на 1,8 м (но не менее 5 м). Для соответствующих типов криволинейных рамп ширину проезжей части определяют увеличением ширины полосы, образуемой в плане проекций движущегося по рампе автомобиля на 1 м для однопутной и 2,2 м для двухпутной рампы.

Планировка служебных, бытовых и общеcтвенных помещений

Служебные и общественные помещения обычно сосредотачивают в административном корпусе, который планируется в общем здании с производственными помещениями или выделяется в самостоятельное здание. Бытовые помещения, обслуживающие непосредственные нужды производства, размещают в зоне секторов ремонта и обслуживания. При этом санитарный узел — туалет, душевые и умывальники — располагают поблизости от постов мойки в целях уменьшения коммуникаций водопроводной и канализационной сети. Гардеробную размещают у основного входа рабочих на производство, смежно с санитарным узлом.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *