Ответственность экспедитора за несохранность груза

Ответственность экспедитора за несохранность груза

Вопрос об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза при перевозке часто возникает в правоприменительной практике. Порой экспедиторы отказывают клиентам в возмещении убытков, причиненных несохранностью груза при перевозке, предлагая требовать возмещения убытков непосредственно от перевозчика. При этом такой отказ, как правило, обосновывается тем, что экспедитор не осуществлял перевозку и не принимал груз в свое ведение.

Проанализируем нормативное регулирование данной проблемы с учетом недавно принятого постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. N 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее — постановление N 9).

Договорные обязательства экспедитора

Правовое положение экспедитора в настоящее время определяют:

  • ГК;
  • Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 года N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон);
  • Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. N 1766.

Экспедитором признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (далее — транспортно-экспедиционные услуги).

К транспортно-экспедиционным услугам среди прочего относятся услуги по организации процесса перевозки, которые предполагают обязанность экспедитора заключить с перевозчиком договор перевозки.

Правовое положение экспедитора в отношениях с третьими лицами, в том числе с перевозчиком, определено ст. 18 Закона. По общему правилу в данных отношениях экспедитор действует от своего имени, а от имени клиента — только если имеет соответствующие полномочия.

Таким образом, по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется организовать перевозку груза, но не перевезти груз.

Выполнение перевозки является самостоятельным видом услуг и не входит в состав транспортно-экспедиционных услуг.

Законодательство предусматривает право экспедитора самостоятельно осуществлять перевозку груза принадлежащим ему транспортом. В этом случае между экспедитором и клиентом должен быть заключен договор перевозки (абзац третий ст. 23 Закона).

Экспедиторы, располагающие транспортными средствами, заключают с клиентами смешанные договоры, в которых содержатся элементы как договора транспортной экспедиции, так и договора перевозки. К отношениям сторон по такому договору в соответствующих частях должны применяться правила о договоре транспортной экспедиции и договоре перевозки.

Ответственность экспедитора

В силу ст. 756 ГК за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются согласно общим правилам ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК). На это указано и в п. 29, 41 постановления N 9.

Как предусмотрено ст. 364 ГК, экспедитор несет перед клиентом ответственность по возмещению в полном размере убытков, вызванных ненадлежащим исполнением своих обязательств по договору транспортной экспедиции.

В зависимости от содержания оказываемых услуг экспедитор ответственен за ненадлежащие: подготовку груза к перевозке, его погрузку-выгрузку, оформление транспортных документов, организацию перевозки.

С учетом ст. 364 ГК экспедитор должен нести ответственность за несохранность груза при перевозке, если такое обязательство возложено законодательством или договором. Следовательно, наличие ответственности экспедитора за утрату или повреждение груза зависит от того, несет ли экспедитор в соответствии с законодательством или договором обязательство по обеспечению сохранности груза при перевозке.

Специальное регулирование ответственности экспедитора

Вопрос ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке в Законе регулируется специальными правилами.

В силу части первой ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность груза только в случае принятия груза в свое ведение. В части четвертой ст. 27 Закона установлено следующее: когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза при перевозке, должны предъявляться перевозчику, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Таким образом, экспедитор отвечает за несохранность груза, если:

  • а) принимает груз в свое ведение (удостоверяется отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз или выдачей расписки экспедитора);
  • б) его ответственность предусмотрена условиями договора, заключенного с клиентом, даже если экспедитор не принимает груз в свое ведение.

Сама по себе обязанность экспедитора организовать перевозку груза не предполагает обеспечение его сохранности при перевозке (если только добровольно не принято соответствующее обязательство по условиям договора).

В связи с этим отметим, что Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA) утвердила форму экспедиторской расписки (FIATA FCR), подписывая которую, экспедитор принимает груз под свою ответственность.

Привлечение перевозчика

Основное обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции — организовать перевозку груза.

Согласно ст. 758 ГК экспедитор вправе выполнять принятые по договору обязательства самостоятельно либо перепоручить их выполнение иному лицу. При этом возложение исполнения обязанности на иное лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом в случае ненадлежащего исполнения.

Таким образом, экспедитор несет ответственность за привлеченное третье лицо только в случае, если привлекает его для выполнения своего обязательства. Например, экспедитор, заключивший договор для организации перевозки с иным экспедитором, несет ответственность перед клиентом за действия привлеченного экспедитора как за свои собственные.

В свою очередь, по договору транспортной экспедиции экспедитор не несет обязанность по перевозке груза. Привлекая перевозчика, экспедитор не возлагает исполнение своего обязательства на иное лицо, а фактически выполняет свое обязательство по организации перевозки. Следовательно, действия экспедитора по привлечению перевозчика не должны квалифицироваться в соответствии со ст. 758 ГК.

Вместе с тем если клиент и экспедитор заключили смешанный договор, по которому экспедитор обязан либо самостоятельно осуществить перевозку, либо организовать ее выполнение путем привлечения иного перевозчика, то действия по привлечению перевозчика суды на основании ст. 758 ГК иногда квалифицируют как возложение исполнения обязательства на иное лицо, что предполагает ответственность экспедитора перед клиентом за действия привлеченного перевозчика.

Судебная практика до постановления N 9

Изучение отдельных судебных решений <1> показывает, что суды выносили решение об ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, если экспедитор в свое ведение груз не принимал, но заключенный с клиентом договор содержал условие о регулировании правоотношений сторон нормами Конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, которая предусматривает ответственность перевозчика за несохранность груза при перевозке. При этом действия экспедитора по привлечению перевозчика суды квалифицировали в соответствии со ст. 758 ГК как привлечение третьего лица, за чьи действия экспедитор несет ответственность перед клиентом.

<1> Решения хозяйственного суда г. Минска от 12 января 2007 г. по делу N 617-4/06, от 3 ноября 2010 г. по делу N 550-4/2010; решение хозяйственного суда Гродненской области от 23 февраля 2009 г. по делу N 387-8/10/2008.

Постановление N 9 об ответственности экспедитора

В п. 31 постановления N 9 установлено, что для возмещения ущерба, причиненного при автомобильной перевозке груза, клиент вправе потребовать от перевозчика (экспедитора) возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки (транспортной экспедиции). При этом условия ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, установленные ст. 27 Закона, не проанализированы.

Из буквального толкования п. 31 постановления N 9 следует, что факт причинения ущерба в результате повреждения груза при перевозке дает клиенту право предъявить к экспедитору требование о возмещении убытков на основании договора транспортной экспедиции независимо от его условий и факта принятия экспедитором груза в свое ведение. Таким образом, повреждение груза при перевозке, по сути, рассматривается как следствие ненадлежащего выполнения экспедитором обязательств по договору транспортной экспедиции. Данный подход небесспорен, поскольку, как показано выше, обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции не предполагают обязанность перевезти груз, а обязанность обеспечить сохранность груза возникает у экспедитора только в случае принятия груза в свое ведение.

Вывод

Представляется, что Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь занял излишне жесткую позицию в регламентации ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, не учтя специального регулирования условий ответственности экспедитора. Полагаем, что экспедитор должен нести ответственность, только если принял груз в свое ведение или прямым указанием в договоре или ином документе принял на себя ответственность за его сохранность.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *